FRONT PAGE


АНАЛИТИКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ОБЗОРЫ


КИТАЙ
ЯПОНИЯ

КОРЕЯ

ТАЙВАНЬ

ИНДИЯ
ВЬЕТНАМ
АВСТРАЛИЯ
ИНДОНЕЗИЯ
  НОВАЯ 
ЗЕЛАНДИЯ
ФИЛИППИНЫ

интересные новости из АТР

восточный гороскоп

ВОСТОЧНАЯ ПОЭЗИЯ
ФЭН ШУЙ

АРХИВ

GUESTBOOK

ФОРУМ

НАПИСАТЬ

АВТОРАМ
ПАРТНЕРАМ

НАШИ ССЫЛКИ

РОССИЙСКИЙ ВОСТОК
СТРАНЫ АТР

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 


ЦЕНА АФГАНСКОГО ИЗЛОМА 

Возможное ухудшение ситуации в Центральной Азии и Афганистане может затормозить не только реализацию общерегиональных проектов с участием России, но и ее экспортно-промышленный "прорыв" в Южную Азию. 

"Талибан" стал основной силой в Афганистане, ныне контролируя почти 90 процентов его территории. О базах террористов и сепаратистов в этой стране известно со второй половины 80-х годов. Причем и сегодня они существуют как в контролируемых талибами районах, так и на севере Афганистана, где пока властвует антиталибская оппозиция, состоящая в основном из этнических узбеков и опекаемая почти всеми странами Центральной Азии (кроме Туркменистана). Однако официальное признание "Талибаном" независимости Чечни, его призывы к джихаду против России и правительств ряда стран Центральной Азии вызвали резкую ответную реакцию российского руководства.

По оценкам аналитиков Минобороны, Российского центра стратегического развития и Совета РФ по внешней и оборонной политике, "Талибан" может захватить соседние - в Юго-Западном Таджикистане - месторождения бокситов (здесь сосредоточено свыше пяти процентов общемировых запасов алюминиевого сырья) и близлежащий алюминиевый комбинат в г.Турсунзаде. Или, наступая на антиталибскую оппозицию, прорваться в граничащую с Афганистаном Сурхандарьинскую область Узбекистана. Это потребует ответных действий со стороны СНГ, финансовое обеспечение которых только в первые два месяца обойдется не менее чем в 800 миллионов долларов.

Правда, президент Узбекистана Ислам Каримов на днях смягчил акценты весьма жестких "антиталибских" заявлений: по его словам, "узбеки способны сами себя защитить... Но чтобы защитить себя, мы нуждаемся в военно-технической помощи". Он также добавил, что "ни один российский солдат воевать здесь не будет".

Характерны два момента. Во-первых, в ходе недавнего визита Владимира Путина в Ташкент достигнута договоренность о возобновлении поставок в Россию узбекского газа, причем по низкой цене - 26 долларов за тысячу кубометров. А ведь среднемировая экспортная цена газа ныне превышает 70 долларов.

Во-вторых, продолжены переговоры с Туркменистаном насчет цены туркменского газа, экспортируемого в Россию: Ашхабад тоже снизил свою ценовую планку до 38 долларов (вместо прежних 42 долларов); Россия же предлагает 30-32 доллара за тысячу кубометров.

Причины столь значимых уступок прежде всего экономические: к 2000 году распались международные консорциумы по строительству газопроводов из Туркмении и Узбекистана в Пакистан, Индию, Непал и Бангла-деш - транзитом через Афганистан. Основными "донорами" этих проектов были американские компании, в первую очередь ЮНОКАЛ. Но под давлением администрации США они вышли из этих проектов, хотя в них остались саудовские, аргентинские фирмы и компании ряда дальневосточных стран.

Было запланировано вывозить в течение 25-35 лет свыше 60 миллиардов кубометров центральноазиатского газа в год, включая его частичную переработку в сжиженный в Пакистане (Карачи). Причем экспорт намечался по ценам, более чем на треть превышающим российские: не менее 45 долларов за тысячу кубометров.

"Талибан", официально уже признанный Туркменией в качестве законного представителя Афганистана, одобрил трансафганские проекты, включая запроектированные железнодорожные магистрали из Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана в Южноазиатский регион, предложив низкие транзитные расценки. Более того, в прошлом году талибы официально заявили (в Кабуле и Ашхабаде) об открытии Афганистана для инвестиций и технологий из любых стран, в том числе России и других государств СНГ, а также для евроазиатского грузотранзита. Недавно возобновил работу туркмено-афганский железнодорожный погранпереход Кушка-Торагунди, а весной 2000 года создана комиссия Ашхабада, Кабула и Исламабада по разработке единой транзитно-тарифной политики.

Как отмечал туркменский президент С. Ниязов, Россия в 1998 году подтвердила намерение технически содействовать строительству газопровода из Туркменистана в Южную Азию; о российской помощи аналогичным проектам Узбекистана заявляли и ответственные ташкентские чиновники. Но тогда еще не начались переговоры об экспорте туркменского и узбекского газа в Россию и через Россию. Взамен же поставок нашей трубопрокатной продукции и строительной техники для этих проектов (о чем начались консультации с 1997 года) Туркменистаном, Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном нашей стране были бы предоставлены, во-первых, льготные транзитные тарифы (на всех видах транспорта), а во-вторых - режим максимального благоприятствования в торговле и научно-техническом сотрудничестве.

Эти факторы имеют важное значение для российского промышленного экспорта в государства Южной Азии: по оценкам Индийской и Пакистанской торговых палат, его объем может возрасти как минимум в полтора раза при взаимных перевозках по коротким трансафганским маршрутам. К тому же по экономическим и политическим причинам в Пакистане и Индии растет спрос на российские высокотехнологичные товары: станки, добывающее, нефте- и газоперерабатывающее, металлургическое, машиностроительное оборудование, мелиоративные, аэрокосмические технологии.

Согласно информации пакистанской части совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Россией (воссозданной в прошлом году) подготовлены долгосрочные проекты в перерабатывающих отраслях, энергетике и водном хозяйстве Пакистана примерно на 350 миллионов долларов, некоторые уже реализуются (в металлургии, сельхозмашиностроении, мелиорации).

Да и сама афганская промышленность, энергетика, транспортная и водохозяйственная системы, созданные с советской помощью, сегодня либо полностью разрушены, либо нуждаются хотя бы в "точечной" реконструкции. Зато не требуют модернизации опиумные поля, расположенные не только в подконтрольных талибам районах, но и, в частности, вблизи афгано-таджикской и афгано-узбекской границ: к концу 90-х годов Афганистан стал лидером в производстве и экспорте опиума-сырца, получая ежегодную прибыль от наркобизнеса в размере 1,8-2 миллиарда долларов.

Судя по недавним оценкам афганских экономических ведомств, эта страна могла бы с внешней помощью возобновить экспорт газа, азотных удобрений, а также разнообразного сельскохозяйственного и текстильного сырья на компенсационной основе (в качестве оплаты кредитов), по взаимно согласованным ценам и (или) по бартеру - в обмен на технологические поставки. Кабул намерен предоставить долгосрочные льготы инофирмам, не только участвующим в реализации трансафганских проектов, но и заинтересованным, например, в концессиях на разведку-освоение афганских "закромов" - ресурсов редкой и высокоценной древесины, угля (по его запасам Афганистан занимает одно из первых мест в Южно- и Западноазиатском регионах), урана, газа, фосфоритов, бокситов, металлургического сырья, марганца, драгоценных, полудрагоценных камней и металлов (см. таблицу).

Заметим, что Россия с 1997 года освобождает от пошлин импорт большинства товаров из развивающихся и слаборазвитых стран либо снижает для них пошлинные расценки. Эта мера распространена на все страны Южной Азии, что стимулирует и афгано-российскую торговлю.

Однако "транзитная ценность" Афганистана зачастую важнее его ресурсов: именно через эту страну проходит кратчайший путь из бывшего СССР к Индийскому океану. Поэтому давняя, историческая конкуренция великих держав и соседних стран за Афганистан объяснима хотя бы географическими причинами.

Ультрарадикальные акции "Талибана", усиление антизападных, прежде всего антиамериканских, тенденций в его политике и пропаганде вынудили Вашингтон прекратить финансовую и военно-техническую помощь талибам еще в 1998 году. Впрочем, американская администрация недавно заявила о намерении оказать гуманитарную помощь Афганистану. Скорее всего, США намерены вновь навести "мосты" к талибам, воспользовавшись обострением их конфронтации с Россией.

Тем временем трансафганские проекты пока остаются на бумаге, хотя Ашхабад, Ташкент и Исламабад официально от них не отказались. В мае президенты Туркменистана и Пакистана подтвердили заинтересованность в трансафганских газопроводах и стальных магистралях, а также в том, чтобы их реализации оказывала техническую помощь Россия. По имеющейся информации, эта тема обсуждалась в ходе недавних переговоров В. Путина и С. Ниязова в Ашхабаде.

Похоже, Россия стремится решить две взаимосвязанные задачи: во-первых - "заморозить" на длительный срок строительство трансафганских газопроводов и других артерий путем содействия антиталибским силам и тем самым обрекая Ашхабад и Ташкент на газоэкспорт только в РФ и через РФ. А во-вторых, дать понять "Талибану" и косвенно Пакистану (поддерживающему талибов), что получение ими инвестиций, технологий, в том числе по транзитным проектам, а также доходов от транзита возможно только в случае демонтажа сепаратистско-террористических баз в Афганистане, граничащих с ним районах Пакистана и формирования общеафганского (коалиционного) парламента и правительства.

Во всяком случае, Россия, Индия, Иран, Китай и все страны Центральной Азии поддерживают межафганские переговоры, периодически ведущиеся и под эгидой ООН. Согласно пакистанским, иранским и непальским источникам, Исламабад не против своего или совместного с Ашхабадом посредничества в урегулировании российско- и узбекско-талибских отношений, в том числе и в экономической сфере.

Словом, обстановка в Афганистане влияет не только на экономические связи России со странами Центральной и Южной Азии. Но и на возможности долговременного экономико-политического "присутствия" нашей страны в этих регионах. Так что для центрально- и южноазиатской стратегии России требуется доскональный учет всех факторов, связанных с Афганистаном.

Источник: Российская газета



Home
Up
Военное командование Индии считает невозможным силовое урегулирование кашмирского вопроса
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ МОНГОЛИИ
Вьетнам и Китай о перспективах сотрудничества
О безработице на Тайване
Россия и Вьетнам подписали нефтегазовый контракт
Межкорейские военные переговоры
РК и КНДР провели третий раунд переговоров
Японцы разыскивают в Приморье захоронения своих соотечественников
Две Кореи: последний фронт "холодной войны"
Талибский момент истины
Начинается визит Путина в Индию
Япония-Корейский полуостров: обоюдное стремление к стабилизации
Республика Корея отвергла высказывание И. Мори о проблеме острова Токто
В Японии прошли демонстрации в ознаменование первой годовщины инцидента на атомной электростанции в городе Токаймура - самой серьезной ядерной аварии после Чернобыля
В Европе принимали министра иностранных дел Тайваня
Сто тысяч золотых часов для передовиков производства КНДР
Призыв Директор Народного банка Китая к развитым странам
Прием мэрии Пекина в честь участников 6-го саммита мэров крупных городов мира
Россия и Индия развивают торгово-экономические отношения
Пхеньян призывает США как можно быстрее вывести войска из Южной Кореи
Цзя Цинлинь встретился с мэром Москвы в Пекине
Ястржембский в Пакистане
Цена афганского излома
Китай празднует 51-ую годовщину создания КНР
КНДР за установление дипотношений со странами Запада
Премьер Южной Кореи посетит Россию
Россия поделится с Китаем  "Миром"
США планируют поставить Тайваню оружие на миллиард долларов
КНДР осуждает Вашингтон за проволочку
Россия и Монголия в многополярном мире: итоги и перспективы сотрудничества на рубеже тысячелетий
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ИЛИ ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ?
Китайское общество Красного креста предоставило денежную помощь Камбодже и Вьетнаму
КНДР о самостоятельном урегулировании проблемы воссоединения Корейского полуострова

 
 

Copyright  © ASIAINFO, 2000 

<EDITION>

<WEBMASTER>

Дата создания 31 марта 2000 г.

spm111@yandex.ru

spm111@yandex.ru