Состоявшиеся недавно исторические
переговоры президентов обоих корейских
государств могут ознаменовать начало
прорыва в деле конфедеративного
воссоединения Кореи.
С момента раздела полуострова на два
государства в 1953 году это первая серия
встреч на столь высоком уровне. Она,
несомненно, станет прологом в процессе
объединения страны, в том числе
экономического.
В этой связи возникают некоторые
исторические параллели. В настоящее
время проблема "двух" Корей - это
последний осколок Второй мировой войны,
которая положила начало разделу Европы
и Азии на зоны влияния СССР и США. Первым
в этом ряду необходимо вспомнить вывод
советских войск из Австрии в 1955 году,
последующее заключение с нею
межгосударственного договора и
закрепление в австрийской конституции
постоянно нейтрального статуса. Это был
прецедент взвешенного и разумнного
компромисса, который, однако, не стал
традицией.
Воссоединение Вьетнама в 1975 году
произошло после 12-летней войны, в том
числе гражданской. Эти войны опять-таки
поддерживались сверхдержавами. И хотя
это была фактическая победа Советского
Союза, получившего стратегические
военные базы в Индокитае,
воспользоваться геополитическими и
экономическими плодами "вьетнамской
победы" СССР уже не мог.
Воссоединение же Германии можно
рассматривать как одностороннюю победу
Запада. Последовавшие за этим "бархатные
революции" в Восточной Европе и
распад Варшавского Договора не
сопровождались параллельным процессом
ликвидации НАТО. На сей раз Запад
получил односторонние
геостратегические и военные
преимущества.
Так по какому же сценарию пойдет
воссоединение Кореи?
Вопрос имеет принципиальный характер,
ибо корейский сценарий может стать
прологом и для воссоединения КНР и
Тайваня. Нужно учесть, что влияние
Пекина на Пхеньян уже не первый год
намного сильнее российского. Фактически
КНР будет отрабатывать модель, которую
можно будет предложить Тайбэю.
Кстати, Китай таким опытом уже
располагает - после включения в свой
состав Гонконга и Макао в конце 90-х годов.
Ведь именно Китай первым на себе испытал
принцип "Одно государство - две
системы".
Но складывающаяся ныне корейская "коллизия"
осложняется, во-первых, наличием
американского военного контингента, в
том числе ядерного оружия на юге Кореи, и,
во-вторых, - сильной зависимостью КНДР от
российских ракетных технологий,
сложившейся на рубеже 90-х годов.
Наверняка многие подзабыли, но в 1994 году
имел место российско-северокорейский
скандал, связанный с запретом спецслужб
РФ на выезд в Северную Корею большой
группы специалистов в области ракетных
технологий.
Понятно, что в современных условиях
повторение "опыта" корейской войны
невозможно. Так же, как невозможно для
Северной Кореи вечно удерживать
железный занавес против Юга. Нереально и
"проглатывание" Югом Севера,
опираясь на финансово-экономическое
превосходство Южной Кореи.
Словом, единственным становится
своего рода нулевой вариант, при котором:
- США "уходят" с полуострова (как
сделал СССР в Австрии и Финляндии в 1955 и
в Северной Корее в 1949 годах);
- США, Китай и Россия совместно
гарантируют безъядерный нейтральный
статус единой Кореи (за что давно
выступают Пхеньян и Сеул) и, возможно,
создают международный консорциум для
экономической поддержки воссоединения,
в котором российские позиции на севере
Кореи вряд ли будут оспорены, хотя бы из-за
давней заинтересованности Пхеньяна в
восстановлении финансово-экономических
связей с Россией;
- воссоединенная Корея отказывается от
амбициозных планов создания ракетно-ядерного
оружия, передавая его разработки под
международный, а не американский
контроль.
Словом, повторяется принцип "Одна
страна - две системы", но с единой
валютой, едиными вооруженными силами и
единым гражданством. Возникающие
экономические проблемы Корея сможет
решать по своему усмотрению, хотя на
экономике стоит остановиться особо.
Экономические потенциалы Севера и Юга
взаимодополняют друг друга: Южная Корея
лишена целого ряда природных ресурсов,
имеющихся на Севере (прежде всего
металлургического и химического сырья),
но зато располагает современными
промышленными технологиями. В КНДР же
имеется развитая база "классической"
тяжелой индустрии.
Получая мощный стимул
конфедеративного экономического
развития, Корея станет опасным
конкурентом как для США, так и Японии. Но,
пожалуй, наиболее важным преимуществом
именно такого воссоединения Кореи
станет то, что ликвидация
северокорейской ракетной программы
лишает США предлога для развертывания
системы противоракетной космической
обороны, что экономически и политически
выгодно как России, так и Китаю. Этот
выигрыш для Вашингтона будет куда
существеннее, чем некие финансово-экономические
проблемы с новым "дальневосточным
тигром": ведь США смогут сэкономить на
упомянутой системе около 10 миллиардов
долларов.
Предстоящий же визит Владимира Путина
в КНДР, который официально считается
визитом в дружественное России
государство, несомненно, будет вехой не
только во взаимоотношениях РФ и
Северной Кореи, но и в самой процедуре
корейского объединения. В такой
ситуации экономическое "возвращение"
России в КНДР, как и проекты прокладки
нефте- и газопроводов на Корейский
полуостров, приобретает для нашей
страны и для самой Кореи новую
значимость. Россия при этом получает
нового, притом стабильного
экономического партнера, который к тому
же стоит на "пророссийских"
позициях - как и КНР с Тайванем - по
вопросу о принадлежности Южных Курил.
Учитывая, что конфедеративная Корея
станет мощным противовесом Японии в
регионе, ее территориальные разногласия
с Россией, Кореей и Китаем едва ли будут
"оправданы" даже в
пропагандистском плане.
Но нельзя исключить и того, что в
нынешних геополитических условиях
противниками такого объединения Кореи
станут США и Япония по целому ряду
причин: ведь для Вашингтона всегда нужна
хотя бы маленькая "империя зла" в
любом регионе, чтобы оправдывать многие
миллиарды долларов на создание новейших
противоракетных систем. Кроме того, США
явно лишатся своего политического
влияния в Корее, подкрепляемого
американским военным присутствием на
полуострове. А в Вашингтоне очень не
любят уходить с заморских военных баз.
Свои "резоны" есть и у Токио -
напомним хотя бы о традиционном японо-корейском
антагонизме, связанном со
средневековыми агрессиями Японии
против Кореи и с японской политикой на
полуострове в годы Второй мировой войны.
Мало того: единственно крупное по
численности (свыше 500 тысяч человек) и
обладающее прочными позициями в
японской экономике этническое
меньшинство - это корейцы, имеющие в
Японии своего рода статус "неприкасаемых".
Надо полагать, что после воссоединения
Кореи их позиции существенно усилятся.
Финансово-экономический же потенциал
новой Кореи будет вполне сопоставим с
японским. А такого рода конкуренты Токио
едва ли нужны.
Источник: Российская газета
|