FRONT PAGE


АНАЛИТИКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ОБЗОРЫ


КИТАЙ
ЯПОНИЯ

КОРЕЯ

ТАЙВАНЬ

ИНДИЯ
ВЬЕТНАМ
АВСТРАЛИЯ
ИНДОНЕЗИЯ
  НОВАЯ 
ЗЕЛАНДИЯ
ФИЛИППИНЫ

интересные новости из АТР

восточный гороскоп

ВОСТОЧНАЯ ПОЭЗИЯ
ФЭН ШУЙ

АРХИВ

GUESTBOOK

ФОРУМ

НАПИСАТЬ

АВТОРАМ
ПАРТНЕРАМ

НАШИ ССЫЛКИ

РОССИЙСКИЙ ВОСТОК
СТРАНЫ АТР

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 


ДВЕ КОРЕИ: ПОСЛЕДНИЙ ФРОНТ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Состоявшиеся недавно исторические переговоры президентов обоих корейских государств могут ознаменовать начало прорыва в деле конфедеративного воссоединения Кореи. 

С момента раздела полуострова на два государства в 1953 году это первая серия встреч на столь высоком уровне. Она, несомненно, станет прологом в процессе объединения страны, в том числе экономического.

В этой связи возникают некоторые исторические параллели. В настоящее время проблема "двух" Корей - это последний осколок Второй мировой войны, которая положила начало разделу Европы и Азии на зоны влияния СССР и США. Первым в этом ряду необходимо вспомнить вывод советских войск из Австрии в 1955 году, последующее заключение с нею межгосударственного договора и закрепление в австрийской конституции постоянно нейтрального статуса. Это был прецедент взвешенного и разумнного компромисса, который, однако, не стал традицией.

Воссоединение Вьетнама в 1975 году произошло после 12-летней войны, в том числе гражданской. Эти войны опять-таки поддерживались сверхдержавами. И хотя это была фактическая победа Советского Союза, получившего стратегические военные базы в Индокитае, воспользоваться геополитическими и экономическими плодами "вьетнамской победы" СССР уже не мог.

Воссоединение же Германии можно рассматривать как одностороннюю победу Запада. Последовавшие за этим "бархатные революции" в Восточной Европе и распад Варшавского Договора не сопровождались параллельным процессом ликвидации НАТО. На сей раз Запад получил односторонние геостратегические и военные преимущества.

Так по какому же сценарию пойдет воссоединение Кореи?
Вопрос имеет принципиальный характер, ибо корейский сценарий может стать прологом и для воссоединения КНР и Тайваня. Нужно учесть, что влияние Пекина на Пхеньян уже не первый год намного сильнее российского. Фактически КНР будет отрабатывать модель, которую можно будет предложить Тайбэю.

Кстати, Китай таким опытом уже располагает - после включения в свой состав Гонконга и Макао в конце 90-х годов. Ведь именно Китай первым на себе испытал принцип "Одно государство - две системы".

Но складывающаяся ныне корейская "коллизия" осложняется, во-первых, наличием американского военного контингента, в том числе ядерного оружия на юге Кореи, и, во-вторых, - сильной зависимостью КНДР от российских ракетных технологий, сложившейся на рубеже 90-х годов. Наверняка многие подзабыли, но в 1994 году имел место российско-северокорейский скандал, связанный с запретом спецслужб РФ на выезд в Северную Корею большой группы специалистов в области ракетных технологий.

Понятно, что в современных условиях повторение "опыта" корейской войны невозможно. Так же, как невозможно для Северной Кореи вечно удерживать железный занавес против Юга. Нереально и "проглатывание" Югом Севера, опираясь на финансово-экономическое превосходство Южной Кореи.

Словом, единственным становится своего рода нулевой вариант, при котором:
- США "уходят" с полуострова (как сделал СССР в Австрии и Финляндии в 1955 и в Северной Корее в 1949 годах);
- США, Китай и Россия совместно гарантируют безъядерный нейтральный статус единой Кореи (за что давно выступают Пхеньян и Сеул) и, возможно, создают международный консорциум для экономической поддержки воссоединения, в котором российские позиции на севере Кореи вряд ли будут оспорены, хотя бы из-за давней заинтересованности Пхеньяна в восстановлении финансово-экономических связей с Россией;
- воссоединенная Корея отказывается от амбициозных планов создания ракетно-ядерного оружия, передавая его разработки под международный, а не американский контроль.

Словом, повторяется принцип "Одна страна - две системы", но с единой валютой, едиными вооруженными силами и единым гражданством. Возникающие экономические проблемы Корея сможет решать по своему усмотрению, хотя на экономике стоит остановиться особо.

Экономические потенциалы Севера и Юга взаимодополняют друг друга: Южная Корея лишена целого ряда природных ресурсов, имеющихся на Севере (прежде всего металлургического и химического сырья), но зато располагает современными промышленными технологиями. В КНДР же имеется развитая база "классической" тяжелой индустрии.

Получая мощный стимул конфедеративного экономического развития, Корея станет опасным конкурентом как для США, так и Японии. Но, пожалуй, наиболее важным преимуществом именно такого воссоединения Кореи станет то, что ликвидация северокорейской ракетной программы лишает США предлога для развертывания системы противоракетной космической обороны, что экономически и политически выгодно как России, так и Китаю. Этот выигрыш для Вашингтона будет куда существеннее, чем некие финансово-экономические проблемы с новым "дальневосточным тигром": ведь США смогут сэкономить на упомянутой системе около 10 миллиардов долларов.

Предстоящий же визит Владимира Путина в КНДР, который официально считается визитом в дружественное России государство, несомненно, будет вехой не только во взаимоотношениях РФ и Северной Кореи, но и в самой процедуре корейского объединения. В такой ситуации экономическое "возвращение" России в КНДР, как и проекты прокладки нефте- и газопроводов на Корейский полуостров, приобретает для нашей страны и для самой Кореи новую значимость. Россия при этом получает нового, притом стабильного экономического партнера, который к тому же стоит на "пророссийских" позициях - как и КНР с Тайванем - по вопросу о принадлежности Южных Курил.

Учитывая, что конфедеративная Корея станет мощным противовесом Японии в регионе, ее территориальные разногласия с Россией, Кореей и Китаем едва ли будут "оправданы" даже в пропагандистском плане.

Но нельзя исключить и того, что в нынешних геополитических условиях противниками такого объединения Кореи станут США и Япония по целому ряду причин: ведь для Вашингтона всегда нужна хотя бы маленькая "империя зла" в любом регионе, чтобы оправдывать многие миллиарды долларов на создание новейших противоракетных систем. Кроме того, США явно лишатся своего политического влияния в Корее, подкрепляемого американским военным присутствием на полуострове. А в Вашингтоне очень не любят уходить с заморских военных баз.

Свои "резоны" есть и у Токио - напомним хотя бы о традиционном японо-корейском антагонизме, связанном со средневековыми агрессиями Японии против Кореи и с японской политикой на полуострове в годы Второй мировой войны. Мало того: единственно крупное по численности (свыше 500 тысяч человек) и обладающее прочными позициями в японской экономике этническое меньшинство - это корейцы, имеющие в Японии своего рода статус "неприкасаемых". Надо полагать, что после воссоединения Кореи их позиции существенно усилятся. Финансово-экономический же потенциал новой Кореи будет вполне сопоставим с японским. А такого рода конкуренты Токио едва ли нужны.

Источник: Российская газета



Home
Up
Военное командование Индии считает невозможным силовое урегулирование кашмирского вопроса
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ МОНГОЛИИ
Вьетнам и Китай о перспективах сотрудничества
О безработице на Тайване
Россия и Вьетнам подписали нефтегазовый контракт
Межкорейские военные переговоры
РК и КНДР провели третий раунд переговоров
Японцы разыскивают в Приморье захоронения своих соотечественников
Две Кореи: последний фронт "холодной войны"
Талибский момент истины
Начинается визит Путина в Индию
Япония-Корейский полуостров: обоюдное стремление к стабилизации
Республика Корея отвергла высказывание И. Мори о проблеме острова Токто
В Японии прошли демонстрации в ознаменование первой годовщины инцидента на атомной электростанции в городе Токаймура - самой серьезной ядерной аварии после Чернобыля
В Европе принимали министра иностранных дел Тайваня
Сто тысяч золотых часов для передовиков производства КНДР
Призыв Директор Народного банка Китая к развитым странам
Прием мэрии Пекина в честь участников 6-го саммита мэров крупных городов мира
Россия и Индия развивают торгово-экономические отношения
Пхеньян призывает США как можно быстрее вывести войска из Южной Кореи
Цзя Цинлинь встретился с мэром Москвы в Пекине
Ястржембский в Пакистане
Цена афганского излома
Китай празднует 51-ую годовщину создания КНР
КНДР за установление дипотношений со странами Запада
Премьер Южной Кореи посетит Россию
Россия поделится с Китаем  "Миром"
США планируют поставить Тайваню оружие на миллиард долларов
КНДР осуждает Вашингтон за проволочку
Россия и Монголия в многополярном мире: итоги и перспективы сотрудничества на рубеже тысячелетий
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ИЛИ ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ?
Китайское общество Красного креста предоставило денежную помощь Камбодже и Вьетнаму
КНДР о самостоятельном урегулировании проблемы воссоединения Корейского полуострова

 
 

Copyright  © ASIAINFO, 2000 

<EDITION>

<WEBMASTER>

Дата создания 31 марта 2000 г.

spm111@yandex.ru

spm111@yandex.ru