Энергетические проблемы постепенно
выходят на первый план в российско-китайских
отношениях. Именно поэтому в ходе
недавнего визита премьера Михаила
Касьянова в Китай в состав российской
делегации входили министр энергетики РФ
Александр Гаврин, министр природных
ресурсов Борис Яцкевич, министр по
атомной энергии Евгений Адамов, также
высокопоставленные представители ОАО
"Транснефть", ОАО "Газпром",
ОАО "ЮКОС" и ряда других компаний.
Стороны заинтересованы окончательно
согласовать детали ряда проектов,
большая часть которых касается поставок
в Китай российской нефти и газа, а также
работ на Тяньваньской АЭС. В частности,
речь идет о постройке нефтепровода от
месторождений ЮКОСа в Томской области и
Красноярском крае через Ангарск, Читу,
Забайкальск и Дацин. Протяженность "нитки"
составит 1200-1300 километров при
пропускной способности 25-30 млн тонн.
Ориентировочная стоимость проекта - 2
млрд долл.
С газопроводами все
несколько сложнее. В настоящее время
существует несколько проектов, каждый
из которых рассчитан на поставку от 10 до
30 млрд кубометров природного газа в год.
Наиболее перспективными считаются
варианты подачи топлива с Ковыктинского
газоконденсатного месторождения, с
шельфовых газоносных структур острова
Сахалин, а также из Якутии.
Нефтегазовые аналитики,
впрочем, пока сомневаются в том, что
Россия сможет дать Китаю необходимый
объем углеводородов к 2005 году, когда
должны начаться основные поставки. По
словам старшего аналитика Альфа-банка
Константина Резникова, до сих пор
неизвестны точные объемы газа и нефти,
имеющиеся на новых российских
месторождениях. При этом "России
необходимо обеспечивать поставки в
течение длительного времени, ибо срок
окупаемости трубопроводов составляет
около 15 лет". Есть и другая проблема:
помимо экспортных проектов российские
компании имеют обязательства перед
внутренним рынком, который может
пострадать из-за необходимости
выполнения межгосударственных
соглашений.
Между тем сами будущие
участники совместных нефтегазовых
проектов больше беспокоятся о другом.
"Все варианты настолько детально
проработаны, что уже могут выступать в
качестве проектов межгосударственных
соглашений, - заявил представитель одной
из заинтересованных нефтегазовых
компаний, просивший не упоминать свое
имя. - Но для того чтобы подписать
готовые документы, необходимо уже
присутствие президента, а не премьер-министра.
Следовательно, данный визит не
приближает идею строительства
трубопроводов, а скорее затягивает,
учитывая мощь нашей и китайской
бюрократических машин".
По материлам газеты "Сегодня"
|