Возможное
ухудшение ситуации в Центральной Азии и
Афганистане может затормозить не только
реализацию общерегиональных проектов с
участием России, но и ее экспортно-промышленный
"прорыв" в Южную Азию.
"Талибан" стал основной силой в
Афганистане, ныне контролируя почти 90
процентов его территории. О базах
террористов и сепаратистов в этой
стране известно со второй половины 80-х
годов. Причем и сегодня они существуют
как в контролируемых талибами районах,
так и на севере Афганистана, где пока
властвует антиталибская оппозиция,
состоящая в основном из этнических
узбеков и опекаемая почти всеми
странами Центральной Азии (кроме
Туркменистана). Однако официальное
признание "Талибаном"
независимости Чечни, его призывы к
джихаду против России и правительств
ряда стран Центральной Азии вызвали
резкую ответную реакцию российского
руководства.
По оценкам
аналитиков Минобороны, Российского
центра стратегического развития и
Совета РФ по внешней и оборонной
политике, "Талибан" может захватить
соседние - в Юго-Западном Таджикистане -
месторождения бокситов (здесь
сосредоточено свыше пяти процентов
общемировых запасов алюминиевого сырья)
и близлежащий алюминиевый комбинат в г.Турсунзаде.
Или, наступая на антиталибскую
оппозицию, прорваться в граничащую с
Афганистаном Сурхандарьинскую область
Узбекистана. Это потребует ответных
действий со стороны СНГ, финансовое
обеспечение которых только в первые два
месяца обойдется не менее чем в 800
миллионов долларов.
Правда,
президент Узбекистана Ислам Каримов на
днях смягчил акценты весьма жестких "антиталибских"
заявлений: по его словам, "узбеки
способны сами себя защитить... Но чтобы
защитить себя, мы нуждаемся в военно-технической
помощи". Он также добавил, что "ни
один российский солдат воевать здесь не
будет".
Характерны два
момента. Во-первых, в ходе недавнего
визита Владимира Путина в Ташкент
достигнута договоренность о
возобновлении поставок в Россию
узбекского газа, причем по низкой цене -
26 долларов за тысячу кубометров. А ведь
среднемировая экспортная цена газа ныне
превышает 70 долларов.
Во-вторых,
продолжены переговоры с Туркменистаном
насчет цены туркменского газа,
экспортируемого в Россию: Ашхабад тоже
снизил свою ценовую планку до 38 долларов
(вместо прежних 42 долларов); Россия же
предлагает 30-32 доллара за тысячу
кубометров.
Причины столь
значимых уступок прежде всего
экономические: к 2000 году распались
международные консорциумы по
строительству газопроводов из
Туркмении и Узбекистана в Пакистан,
Индию, Непал и Бангла-деш - транзитом
через Афганистан. Основными "донорами"
этих проектов были американские
компании, в первую очередь ЮНОКАЛ. Но под
давлением администрации США они вышли
из этих проектов, хотя в них остались
саудовские, аргентинские фирмы и
компании ряда дальневосточных стран.
Было
запланировано вывозить в течение 25-35 лет
свыше 60 миллиардов кубометров
центральноазиатского газа в год,
включая его частичную переработку в
сжиженный в Пакистане (Карачи). Причем
экспорт намечался по ценам, более чем на
треть превышающим российские: не менее 45
долларов за тысячу кубометров.
"Талибан",
официально уже признанный Туркменией в
качестве законного представителя
Афганистана, одобрил трансафганские
проекты, включая запроектированные
железнодорожные магистрали из
Туркменистана, Узбекистана и
Таджикистана в Южноазиатский регион,
предложив низкие транзитные расценки.
Более того, в прошлом году талибы
официально заявили (в Кабуле и Ашхабаде)
об открытии Афганистана для инвестиций
и технологий из любых стран, в том числе
России и других государств СНГ, а также
для евроазиатского грузотранзита.
Недавно возобновил работу туркмено-афганский
железнодорожный погранпереход Кушка-Торагунди,
а весной 2000 года создана комиссия
Ашхабада, Кабула и Исламабада по
разработке единой транзитно-тарифной
политики.
Как отмечал
туркменский президент С. Ниязов, Россия
в 1998 году подтвердила намерение
технически содействовать строительству
газопровода из Туркменистана в Южную
Азию; о российской помощи аналогичным
проектам Узбекистана заявляли и
ответственные ташкентские чиновники. Но
тогда еще не начались переговоры об
экспорте туркменского и узбекского газа
в Россию и через Россию. Взамен же
поставок нашей трубопрокатной
продукции и строительной техники для
этих проектов (о чем начались
консультации с 1997 года) Туркменистаном,
Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном
нашей стране были бы предоставлены, во-первых,
льготные транзитные тарифы (на всех
видах транспорта), а во-вторых - режим
максимального благоприятствования в
торговле и научно-техническом
сотрудничестве.
Эти факторы
имеют важное значение для российского
промышленного экспорта в государства
Южной Азии: по оценкам Индийской и
Пакистанской торговых палат, его объем
может возрасти как минимум в полтора
раза при взаимных перевозках по
коротким трансафганским маршрутам. К
тому же по экономическим и политическим
причинам в Пакистане и Индии растет
спрос на российские
высокотехнологичные товары: станки,
добывающее, нефте- и
газоперерабатывающее, металлургическое,
машиностроительное оборудование,
мелиоративные, аэрокосмические
технологии.
Согласно
информации пакистанской части
совместной комиссии по торгово-экономическому
и научно-техническому сотрудничеству с
Россией (воссозданной в прошлом году)
подготовлены долгосрочные проекты в
перерабатывающих отраслях, энергетике и
водном хозяйстве Пакистана примерно на
350 миллионов долларов, некоторые уже
реализуются (в металлургии,
сельхозмашиностроении, мелиорации).
Да и сама
афганская промышленность, энергетика,
транспортная и водохозяйственная
системы, созданные с советской помощью,
сегодня либо полностью разрушены, либо
нуждаются хотя бы в "точечной"
реконструкции. Зато не требуют
модернизации опиумные поля,
расположенные не только в
подконтрольных талибам районах, но и, в
частности, вблизи афгано-таджикской и
афгано-узбекской границ: к концу 90-х
годов Афганистан стал лидером в
производстве и экспорте опиума-сырца,
получая ежегодную прибыль от
наркобизнеса в размере 1,8-2 миллиарда
долларов.
Судя по
недавним оценкам афганских
экономических ведомств, эта страна
могла бы с внешней помощью возобновить
экспорт газа, азотных удобрений, а также
разнообразного сельскохозяйственного и
текстильного сырья на компенсационной
основе (в качестве оплаты кредитов), по
взаимно согласованным ценам и (или) по
бартеру - в обмен на технологические
поставки. Кабул намерен предоставить
долгосрочные льготы инофирмам, не
только участвующим в реализации
трансафганских проектов, но и
заинтересованным, например, в
концессиях на разведку-освоение
афганских "закромов" - ресурсов
редкой и высокоценной древесины, угля (по
его запасам Афганистан занимает одно из
первых мест в Южно- и Западноазиатском
регионах), урана, газа, фосфоритов,
бокситов, металлургического сырья,
марганца, драгоценных, полудрагоценных
камней и металлов (см. таблицу).
Заметим, что
Россия с 1997 года освобождает от пошлин
импорт большинства товаров из
развивающихся и слаборазвитых стран
либо снижает для них пошлинные расценки.
Эта мера распространена на все страны
Южной Азии, что стимулирует и афгано-российскую
торговлю.
Однако "транзитная
ценность" Афганистана зачастую
важнее его ресурсов: именно через эту
страну проходит кратчайший путь из
бывшего СССР к Индийскому океану.
Поэтому давняя, историческая
конкуренция великих держав и соседних
стран за Афганистан объяснима хотя бы
географическими причинами.
Ультрарадикальные
акции "Талибана", усиление
антизападных, прежде всего
антиамериканских, тенденций в его
политике и пропаганде вынудили
Вашингтон прекратить финансовую и
военно-техническую помощь талибам еще в
1998 году. Впрочем, американская
администрация недавно заявила о
намерении оказать гуманитарную помощь
Афганистану. Скорее всего, США намерены
вновь навести "мосты" к талибам,
воспользовавшись обострением их
конфронтации с Россией.
Тем временем
трансафганские проекты пока остаются на
бумаге, хотя Ашхабад, Ташкент и
Исламабад официально от них не
отказались. В мае президенты
Туркменистана и Пакистана подтвердили
заинтересованность в трансафганских
газопроводах и стальных магистралях, а
также в том, чтобы их реализации
оказывала техническую помощь Россия. По
имеющейся информации, эта тема
обсуждалась в ходе недавних переговоров
В. Путина и С. Ниязова в Ашхабаде.
Похоже, Россия
стремится решить две взаимосвязанные
задачи: во-первых - "заморозить" на
длительный срок строительство
трансафганских газопроводов и других
артерий путем содействия антиталибским
силам и тем самым обрекая Ашхабад и
Ташкент на газоэкспорт только в РФ и
через РФ. А во-вторых, дать понять "Талибану"
и косвенно Пакистану (поддерживающему
талибов), что получение ими инвестиций,
технологий, в том числе по транзитным
проектам, а также доходов от транзита
возможно только в случае демонтажа
сепаратистско-террористических баз в
Афганистане, граничащих с ним районах
Пакистана и формирования
общеафганского (коалиционного)
парламента и правительства.
Во всяком
случае, Россия, Индия, Иран, Китай и все
страны Центральной Азии поддерживают
межафганские переговоры, периодически
ведущиеся и под эгидой ООН. Согласно
пакистанским, иранским и непальским
источникам, Исламабад не против своего
или совместного с Ашхабадом
посредничества в урегулировании
российско- и узбекско-талибских
отношений, в том числе и в экономической
сфере.
Словом,
обстановка в Афганистане влияет не
только на экономические связи России со
странами Центральной и Южной Азии. Но и
на возможности долговременного
экономико-политического "присутствия"
нашей страны в этих регионах. Так что для
центрально- и южноазиатской стратегии
России требуется доскональный учет всех
факторов, связанных с Афганистаном.
Источник: Российская газета
|