FRONT PAGE


АНАЛИТИКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ОБЗОРЫ


КИТАЙ
ЯПОНИЯ

КОРЕЯ

ТАЙВАНЬ

ИНДИЯ
ВЬЕТНАМ
АВСТРАЛИЯ
ИНДОНЕЗИЯ
  НОВАЯ 
ЗЕЛАНДИЯ
ФИЛИППИНЫ

интересные новости из АТР

восточный гороскоп

ВОСТОЧНАЯ ПОЭЗИЯ
ФЭН ШУЙ

АРХИВ

GUESTBOOK

ФОРУМ

НАПИСАТЬ

АВТОРАМ
ПАРТНЕРАМ

НАШИ ССЫЛКИ

РОССИЙСКИЙ ВОСТОК
СТРАНЫ АТР

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 


ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ИЛИ ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ?
Участники Байкальского экономического форума ограничились осторожными рекомендациями в адрес правительства
Недавно президент Владимир Путин заявил, что Россия в ближайшие десять лет может привлечь более ста миллиардов долларов иностранных инвестиций. С точки зрения наличия свободных ресурсов на мировом финансовом рынке эта сумма не кажется неправдоподобной. Однако способность российской власти создать условия, которые привлекли бы крупных инвесторов, до сих пор вызывает сомнения.

Многочисленные встречи отдельных групп потенциальных инвесторов с российскими руководителями, конечно, полезны - формируется механизм постоянных консультаций, - но все же не могут заменить конкретных шагов по изменению российского законодательства.

В качестве такого шага наше правительство называет налоговую реформу. При этом, хотя новому законодательству еще только предстоит вступить в силу, многие специалисты уже призывают не возлагать на него большие надежды - реальное снижение налоговой нагрузки на предприятия будет скорее всего гораздо ниже уровня, называвшегося ранее разработчиками реформы. Не принят до сих пор и ряд важных нормативных актов, например новый закон об акционерных обществах, защищающий права миноритарных акционеров.

Не секрет, что инвесторы, все же пришедшие в Россию, в основном проявляют интерес к добыче природных богатств страны, большая часть которых сосредоточена на российском Севере и в регионах восточнее Урала. Привлечение инвестиций как один из путей подъема экономики Сибири и Дальнего Востока - проблема, оказавшаяся в центре внимания прошедшего на прошлой неделе в Иркутске Байкальского экономического форума.

Однозначно говорить об успехе этого задуманного с размахом мероприятия пока рано. Подчас на подобного рода собраниях главное - не череда официальных заседаний и приемов, а контакты, возникающие между участниками, которые впоследствии могут привести к конкретным деловым соглашениям. Впрочем, с тем, что форум все же полезен, спорить трудно. Огромная территория и разнообразные экономико-географические условия, а главное - евроазиатское положение России, диктуют необходимость проводить регулярные встречи представителей деловой и политической элиты не только в европейской (Петербургский экономический форум), но и в азиатской части страны. Что касается организации форума, то учитывая, что он проходил впервые, притом в городе, не привыкшем к наплыву высокопоставленных гостей, следует отдать должное всем, кто обеспечивал работу собрания. Хотя власть оказалась представленной в Иркутске прежде всего губернаторами (Совет Федерации стал главным организатором БЭФ), федеральное правительство в лице вице-премьера Алексея Кудрина продемонстрировало интерес к этому событию. Впрочем, молниеносный визит вице-премьера состоялся благодаря личному указанию президента.

Инвестиционные перспективы Сибири и Дальнего Востока обсуждались участниками форума и на пленарных заседаниях, и в специальной секции. Так как одной из главных тем форума была заявлена проблема интеграции России и стран АТР, то и об инвестициях говорили в контексте активизации сотрудничества сибирских и дальневосточных регионов с их восточными соседями. Немалое место и в докладах, и в выступлениях на форуме занимала констатация сегодняшнего тяжелого социально-экономического положения Сибири.

Экономический кризис 90-х годов Сибирь и Дальний Восток пережили особенно тяжело - во многом это объясняется неблагоприятными климатическими условиями на этих территориях. Сейчас Сибирь и Дальний Восток производят 29% российского ВВП - это даже больше, чем в 1990 году - 27,8%. Выступая на Байкальском форуме, Кудрин признал, что нынешним экономическим подъемом Россия прежде всего обязана сырьевым богатствам Сибири. Между тем если взять важнейшие показатели экономического и социального развития, то нетрудно увидеть, что Сибирь и Дальний Восток откатились назад еще сильнее, чем Россия в целом. Так, например, если в 1990 году инвестиции в основной капитал по Сибири составляли 33,2% общероссийских, то в конце 90-х годов - только 26,4%. Еще более красноречиво сравнение данных по объему ввода нового жилья - в 1990 году - 26,3%, в конце 1990-х - всего 14,8%. Председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс с тревогой отметил, что Сибирь все больше теряет экономическую однородность: образуются островки относительного благополучия вокруг крупных сырьевых предприятий, ориентированных на экспорт, а большая часть остальных территорий постепенно переходит в разряд депрессивных.

В прежние времена освоение Сибири шло путем реализации дорогостоящих суперпроектов, отдача от которых наступала спустя многие годы. Причем началось это отнюдь не при советской власти. Первой из серии подобных великих строек стал еще в конце прошлого века Транссиб, на строительство которого ушел миллиард золотых рублей. Тем не менее век спустя Сибирь оказалась перед необходимостью совершения нового рывка, требующего новых многомиллиардных вложений.

Для того чтобы их привлечь, требуется разорвать сложившийся сейчас порочный круг. Большая часть инфраструктуры и производственных фондов Сибири изношена. В такой ситуации инвестиции сопряжены с особым риском - требуются большие предварительные затраты, которые не скоро окупятся. В результате инвесторы медлят, обновления оборудования не происходит, а это, в свою очередь, приводит к дальнейшему сокращению инвестиционной привлекательности конкретных производств.

Испытанным во многих странах, причем особенно удачно именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, способом работы с иностранными инвесторами является создание свободных экономических зон (СЭЗ), внутри которых существует особый налоговый и таможенный режим. Однако, по мнению специалистов, наша страна упустила шанс эффективно использовать этот путь еще в конце 80-х годов, когда в распоряжении советского руководства еще были значительные финансовые ресурсы. Дело в том, что СЭЗ - довольно дорогое "удовольствие": например, в знаменитые свободные зоны Китая, которые стали символом процветания этой страны, правительству пришлось вложить от 30 до 50 млн. долл. в каждый квадратный километр для создания инфраструктуры, отвечающей современным мировым стандартам. Возможно, поэтому российские опыты в этой сфере (Калининград, Находка) не слишком удачны. Не оправдал пока ожиданий и другой способ поощрения инвесторов - СРП. Правда, в последнее время правительство сделало ряд шагов по созданию работающего механизма раздела продукции, например через изменение процедуры заключения соглашений, которое сделало бы ее менее затянутой.

Участникам Байкальского форума был предложен аналитический доклад "Стратегия развития России в АТР в XXI веке". Авторский коллектив документа весьма авторитетен - в его составе значатся и Егор Строев, и Виктор Ишаев, и Владимир Чуб, и Андрей Шаповальянц. В основу доклада легли разработки Института Дальнего Востока РАН. Авторы доклада немало внимания уделили проблеме инвестиций, предложив ряд новых идей. И если предлагаемый в докладе список "малых шагов" (например, создание свободных зон в Благовещенске и Хабаровске) не вызывает больших возражений, то с более глобальными идеями дело обстоит сложнее. Наиболее радикальной из них является проект введения на всей территории Дальнего Востока "особых условий хозяйствования". Фактически речь идет о том, чтобы включить восточные регионы России в единое экономическое пространство, которое постепенно образуют Япония, Китай и "новые азиатские тигры". Для облегчения перетекания финансовых потоков через границу предлагается создать на Дальнем Востоке филиал Центрального банка, который обладал бы определенной самостоятельностью в формировании курсовой политики. Авторы доклада полагают, что российскую валюту на этой территории целесообразно привязать к японской иене по принципу "валютного управления". Кроме того, предлагается и введение здесь особого таможенного режима - например, более низкие пошлины на импортные автомобили - ведь российские автомобили все равно будут здесь дорогими, и меры по защите отечественного автопроизводителя нецелесообразно распространять на всю территорию страны.

С принципом "равных условий игры" для всех, с которым часто выступает федеральное правительство, эти предложения, конечно, не согласуются. Впрочем, даже если считать этот принцип спорным, то все равно очевидны недостатки этого плана, создающего угрозу целостности экономического пространства России. Неравенство таможенных правил создает новые возможности для теневой экономики, а появление внутри России некой границы между районом с "особыми условиями" и остальной частью страны и вовсе отдает сепаратизмом. Впрочем, характерно, что губернаторы в своих выступлениях на форуме не стали озвучивать подобные проекты, и конечные рекомендации БЭФ в адрес правительства оказались более осторожными.

Иркутск-Москва

Источник: НГ-ПОЛИТЭКОНОМИЯ, № 12, 26 сентября 2000 г.


Home

 
 

Copyright  © ASIAINFO, 2000 

<EDITION>

<WEBMASTER>

Дата создания 31 марта 2000 г.

spm111@yandex.ru

spm111@yandex.ru