Поездку Президента Владимира Путина вБруней - а туда он отправился на саммитстран-членов Организации Азиатско-Тихоокеанскогосотрудничества (АТЭС) - вполне можно былобы посчитать протокольным мероприятием.По крайней мере, так ее характеризуютнекоторые аналитики, и с формальнойточки зрения эта поездка так и выглядит.Российский Президент собираетсяподискутировать с коллегами попроблемам глобализации, провестинесколько двусторонних встреч смировыми "тяжеловесами" (лидерамиСША, Китая, Японии), а вслед за этимприсоединиться к некоему итоговомукоммюнике саммита. Вот, в принципе, и все.Что касается собственно Брунея, тострана эта для нас более чемэкзотическая. Как сообщило на дняхМинэкономразвития РФ, "в первомполугодии у России с Брунеем не былозарегистрировано каких-либовнешнеторговых связей".
Однако такая оценка совершенно необъясняет, зачем накануне своей поездкиПутин опубликовал в ряде ведущих газетАзии статью "Россия: новые восточныеперспективы", посвященную "модифицированной"азиатской политике Москвы. Еслисуммировать, российский Президентпытается доказать аудитории, что "Россия- своеобразный интеграционный узел,связывающий Азию, Европу и Америку",который имеет серьезные экономические иполитические интересы в регионе. Итеперь эти интересы - после того, какРоссия примет на вооружениесоответствующую внешнеполитическуюдоктрину, - из сферы теории перейдут впрактическую плоскость.
Статья Путина наглядно подтверждаетставший уже для многих очевидным факт -Россия пытается сбалансировать своювнешнюю политику, которая в 90-е годыориентировалась преимущественно наЕвросоюз и США.
Характерно, что в последнее время накаждую поездку Президента России взападном направлении приходитсяпримерно один визит на Восток. ВладимирПутин за полгода пребывания в должностиуспел побывать во всех ключевых странахрегиона - Китае, Индии, Корее, Японии, наэтой неделе он отправился в Монголию.Москва уже не стремится повсюдуупоминать о своей причастности только к"общеевропейскому дому". Теперь мынесколько иначе понимаем свое положениев мире - как отмечает Путин, "Россиявсегда ощущала себя евроазиатскойстраной".
Понятно, что однонаправленнаяроссийская внешнеполитическая доктринапервой половины 90-х годов даже с точкизрения дипломатии, рекомендующейникогда не ставить на одного партнера,не является верхом совершенства. Но естьи совершенно объективные причины сменыкурса. Первая из них - начавшийсяэкономический рост в России, которыйтребует новых экспортных рынков, преждевсего для промышленной продукции. Исамые "легкие" в этом отношении -как раз рынки таких азиатских стран, какИндия, Китай или Монголия, где пока ещепомнят сотрудничество с советскимивнешнеторговыми организациями. СБрунеем, конечно, у России пока торговлинет, но вот страны АТЭС в целом за шестьмесяцев этого года по объемутоварооборота - 15% - сравнялись сВосточной и Центральной Европой и почтидогнали государства СНГ (18,7%). Впередитолько Евросоюз, на который приходится35% внешней торговли России.
Второй важный момент в "азиатскомразвороте" - федеральный центр имеетсегодня крайне ограниченные ресурсы дляразвития дальневосточных регионовРоссии, да и Сибири в целом. Ииспользовать в этих целях азиатскийэкономический бум - крайне разумная вещь.Здесь, возможно, стоит предложитьнесколько крупных проектов, интересныхКитаю, Японии и Корее (особенно двумпоследним странам), что станет гарантиейпривлечения инвестиций и технологий.Причем речь может идти не только опресловутых энергоресурсах, но итранспортных артериях, которые позволят,например, связать Японию с континентом.
И наконец, как это ни парадоксальнопрозвучит, у России в Азии есть немалопотенциальных "союзников", ждущихболее активных действий Москвы натихоокеанских просторах. Дело в том, чтовсе местные лидеры - Япония, Китай, США -так или иначе скомпрометировали себя запоследнее столетие в глазах менеесильных государств региона.
И ни Пекин, ни Вашингтон, ни Токио невызывают особого доверия у азиатскихэлит. "Свежий лидер", которым можетстать Россия, имеет хорошие шансы на то,чтобы, по меньшей мере, иметь вескоеслово в региональных делах (как Москвауже ведет себя в вопросе воссоединенияСеверной и Южной Кореи). И тогда уже темже Китаю или Японии придется идти науступки в других областях, чтобызаручиться российской поддержкой своейполитики.
Источник: strana.ru |