Во внешней политикеРоссии на азиатском направлении вближайшее время весьма существенноезначение будет иметь степень нашейвовлеченности в один из наиболее сложных (ивместе с тем перспективных) процессов -процесс объединения Кореи, который запоследний год приобрел качественно новуюдинамику.Ведь еще несколько лет назад былоневозможно даже представить, чтомежкорейский диалог не только возможен, нои практически осуществим на самом высшемуровне. После встречи в Пхеньяне в июне с.г.лидера КНДР Ким Чен Ира с президентомРеспублики Корея Ким Дэ Чжуном сталоокончательно ясно, что начался процессреальных изменений в обстановкевзаимоотношений не только между этимистранами, но во всей обстановке вокруг"корейской проблемы".
Естественно, что даже при всемвпечатляющем прогрессе, который ужедостигнут, не следует думать, что дальше всепойдет легко и спокойно, с эмоциональнымподъемом и без каких-либо проблем. Наоборот,сложностей теперь, возможно, будет дажебольше с учетом того, что сейчас нужно будетприступать к решению значительного числапрактических проблем, которые требуютвесьма высокой степени проработки иполитической ответственности обеих сторон.
При этом нужно особо подчеркнуть, что дляКорейского полуострова неприменимы оценкии подходы, которые использовались ииспользуются в отношении процессаобъединения Германии. Процесс объединенияздесь гораздо сложнее и политически, иэкономически и имеет под собой одну, на мойвзгляд, определяющую особенность: онначался и будет идти преимущественно"сверху", и было бы наивным думать, что38-я параллель может исчезнуть какразделительная полоса в результатеситуации, которая была в Берлине осенью 1990года. Разница между Севером и Югом гораздобольше, чем между ГДР и ФРГ, со многих точекзрения, и корейский вариант "Берлинскойстены" вряд ли может исчезнуть водночасье.
Следует также напомнить, что в совместнойдекларации от 15 июня с.г. подчеркивается,что "Юг и Север согласились решитьпроблему объединения Кореи самостоятельно,путем совместных усилий всего корейскогонарода".
Что касается внешней стороны процессаобъединения, то налицо наличие "большойтройки", которая объективнозаинтересована в непосредственномприсутствии в его рамках. Это Китай, США иРоссия. Причем, думается, готовящаясясейчас к работе во власти республиканскаяадминистрация США включит "корейскуюпроблему" в число своих безусловныхприоритетов (при общей большейориентированности на АТР).
Для России в таком положениипринципиально важно быть реальнойсоставной частью этой "тройки" напостоянной основе, причем на достаточновысоком уровне. То есть весьма действеннойможет быть в конечном счете формула"2+3", поскольку именно эта "тройка"может выступить самым эффективным внешнимгарантом процесса объединения.
Конечно, достаточно понятно, что этаформула может иметь потенциальнуютенденцию к изменению в силу известногоинтереса Японии к данной проблеме, однако,думается, такое возможно лишь на болеепозднем этапе, учитывая не столь давнееисторическое прошлое в отношениях междуКореей и Японией. Хотя, естественно, вопрособ объединении Кореи является предметоминтенсивного обмена мнениями надвустороннем уровне между странами"тройки" и Японией.
Россия объективно заинтересована в том,чтобы использовать все те преимущества,которые уже появляются с началом процессаобъединения и появятся в будущем. Речь идетпрежде всего об экономической стороне дела.
Это относится, во-первых, к уникальнымвозможностям использования железнойдороги (дешевизна+скорость) для доставкигрузов с юга Кореи (и из региона в целом) вЕвропу, при этом могут быть задействованыкак российские железные дороги, так иинфраструктура российских портов и портовЛатвии, Эстонии и Литвы на Балтике. То жеотносится и к транспортировке грузов вобратном направлении.
Во-вторых, участие Республики Корея визвестном газовом проекте с разработкойКовыктинского месторождения дает не толькосущественную финансовую выгоду собственнов реализации этого проекта, но и создаетхорошие условия для перспективэкономического развития на его базесовместно с Россией и Китаем (и возможно, сЯпонией, если ее компании проявятсоответствующую гибкость и правильнопоймут все условия).
В-третьих, Россия сегодня объективнозаинтересована в том, чтобы привлекатьсоседние государства и их человеческиересурсы для развития Сибири и ДальнегоВостока, о чем не так давно говорил ВладимирПутин. Объективно нам более выгодно, чтобыприоритет в этом направлении был отданКорее, чем Китаю.
В-четвертых, нет никаких сомнений в том,что в перспективе единая Корея станет однимиз важнейших экономических центров в АТР,поскольку объединение потенциала Юга совсеми видами ресурсов Севера способнопривести к "экономическому чуду". УРоссии есть шанс принять достаточноактивное участие в неизбежной модернизациипромышленности Севера.
В-пятых, процесс объединения Кореипредставляется весомым аргументом в пользуустранения столь широко пока чтоиспользуемого, особенно в США, мифа оракетной угрозе со стороны КНДР, и онпозволил бы Москве в несколько инойплоскости говорить с Вашингтоном о такойпроблеме, как ПРО.
Было бы, наверное, большой политическойошибкой в корейском вопросе оказаться втакой же ситуации, в которой мы оказалисьнекоторое время назад на Ближнем Востоке,когда наше пассивное участие в процессемирного урегулирования вызывало, мягкоговоря, большие вопросы. Переломить тамситуацию России удалось лишь совсемнедавно. Может быть, стоит уже сейчасподумать о том, чтобы создать должностьспециального представителя президентаРоссийской Федерации по проблемеобъединения Кореи с тем, чтобы деятельностьэтого представителя стала бы активнойчастью объединительного процесса.
Корейский полуостров - прямой соседРоссии, который должен рассматриваться вкачестве одного из приоритетных в регионе,особенно с учетом того обстоятельства, чтообъединившаяся Корея в состоянии статьодним из важнейших политических иэкономических центров влияния вАзиатско-Тихоокеанском регионе.
С этой точки зрения существуют всенеобходимые предпосылки для того, чтобы вначале следующего года состоялсяплодотворный визит президента РоссийскойФедерации Владимира Путина в Сеул. Россиядолжна обеспечивать, на мой взгляд, равноинтенсивный диалог как с Севером, так и сЮгом, используя в полной мере свойполитический потенциал.