На фоне отсутствия прогресса по политическому урегулированию проблемы так называемых северных территорий и туманных перспектив заключения российско-японского Договора о мире, дружбе и сотрудничестве, завершившийся в конце прошлой недели официальный визит в Токио министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева может быть оценен как весьма успешный.
"Отношения с Японией являются одним из главных внешнеполитических приоритетов России, а развитие контактов в военной области - важнейший фактор их дальнейшего укрепления", - заявил после прилета в Токио министр обороны РФ, который, похоже, на этот раз выступал больше в роли дипломата, чем военачальника. На переговорах с руководителем Управления национальной обороны (УНО) Японии Кадзуо Торасимо российская военная делегация сообщила о готовности предпринять ряд практических шагов в данном направлении. В частности, речь идет об организации визита в Москву начальника штаба военно-воздушных сил самообороны Японии и приема 30 офицеров УНО, которые прибудут в Россию в составе официальной делегации. А в начале 2001 года состоится визит в Токио начальника Главного управления Сухопутных войск ВС РФ генерал-полковника Юрия Букреева.
Хотя официальные военные контакты между Москвой и Токио начались только в 1993 году, за минувшие семь лет они вышли на очень хороший уровень и приобрели устойчивую динамику. Важными этапами на этом пути стали первый официальный визит в РФ в 1996 году начальника УНО и ответный приезд в Японию в 1997-м российского министра обороны. Дважды японские военно-морские базы посещали боевые корабли Тихоокеанского флота (ТОФ): "Адмирал Виноградов" в июне 1997-го и "Адмирал Пантелеев" - в октябре 1999 г. В сентябре 2000 года с официальным визитом в Петропавловске-Камчатском побывал отряд кораблей морских сил самообороны Японии в составе эсминца и фрегата.
В соответствии с договоренностями, достигнутыми руководителями Японии и России, в течение 1998 года осуществлен взаимный обмен визитами: председателя Объединенного комитета начальников штабов сил самообороны Японии адмирала Нацукавы в Москву - в мае, а в декабре - начальника Генерального штаба ВС РФ Квашнина - в Токио. В июле 1998-го прошло первое российско-японское учение по поиску и спасению на море. В ноябре-декабре 1999 года Японию посетили 50 молодых офицеров российских Вооруженных сил. В сентябре 2000 г. состоялось еще одно совместное учение кораблей ТОФа и ВМС Японии.
Говоря о перспективных направлениях сотрудничества оборонных ведомств РФ и Японии, Игорь Сергеев выделил четыре главных пункта:
расширение и укрепление мер доверия в военной области на двусторонней основе;
продолжение практики взаимных официальных визитов руководящего состава УНО и ВС РФ, в ходе которых планировать обмен взглядами о международной и региональной безопасности, а также информацией об оборонной политике двух стран и направлениях строительства национальных вооруженных сил;
ежегодный обмен делегациями МО РФ и УНО в рамках Соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ними;
осуществление контактов в области военной науки и между военно-учебными заведениями сторон.
Большое внимание на переговорах в Токио российская делегация уделила обсуждению идущих в Японии работ по созданию ПРО ТВД. Российская позиция по данному вопросу заключается в том, что при решении проблем парирования ракетных угроз приоритетное значение должно отдаваться политико-дипломатическим, а не силовым методам. Однако если совместно оцениваемый характер ракетных угроз в конкретном регионе приводит к выводу о необходимости создания нестратегической ПРО, то решение о ее разработке и развертывании было бы целесообразно принимать на соответствующем региональном форуме.
В этом контексте Москва рассматривает начавшийся процесс примирения на Корейском полуострове как фактор стратегической стабильности мирового значения и уделяет ему большое внимание. Доказательством тому является недавний визит в КНДР президента РФ Владимира Путина. Ход событий со всей очевидностью доказывает, считает российская сторона, что курс на международную изоляцию Северной Кореи изжил себя. Поэтому развитие связей и контактов с Пхеньяном, прием его в асеановский региональный форум являются своевременными и последовательными шагами с точки зрения укрепления безопасности в тихоокеанской Азии.
"Мы уверены, что снятие остроты вокруг ракетно-ядерных проблем на полуострове, реализация мер, которые могли бы привести к военной разрядке в этом регионе, отвечают интересам России и Японии. В связи с этим мы будем приветствовать усилия японской стороны, направленные на налаживание плодотворного диалога с КНДР", - подчеркнул маршал Сергеев.
Говоря о стратегических интересах Москвы в АТР, он отметил необходимость сохранения региональной стабильности и поддержание благоприятных условий для экономического роста стран региона, обеспечения внешних условий для проведения внутренних преобразований в РФ, развития интеграционных процессов на принципах равенства и открытости.
Российская Федерация, подчеркнул Сергеев, выступает за последовательное расширение круга вопросов по наиболее насущным проблемам безопасности как на многостороннем уровне, так и в ходе двусторонних встреч. Для Северо-Восточной Азии особое значение имеют Диалоговое совещание с участием Китая, РФ, США, Южной Кореи и Японии и трехсторонний форум РФ-США-Япония по вопросам региональной безопасности, а в рамках АТР - Региональный форум АСЕАН. Москва прилагает усилия к наращиванию позитивного потенциала этих переговорных механизмов. Определенным вкладом в продвижение деятельности указанных структур является участие в их работе представителей российского и японского военных ведомств.
Проинформировав начальника УНО Кадзуо Торасимо о содержании российской военной доктрины и прокомментировав наиболее важные ее аспекты, Игорь Сергеев дал детальные пояснения по направлениям реформирования ВС РФ, в частности Сибирского (СибВО) и Дальневосточного (ДВО) военных округов. В соответствии с Планом строительства и развития ВС РФ на 2001-2005 гг. дислоцированную на территории этих двух округов группировку войск планируется сократить более чем на 20%. При этом организационно-штатным мероприятиям подвергнется более 500 соединений и воинских частей (250 - в СибВО, 260 - в ДВО), около 170 из них будут сокращены (100 и 70 соответственно). В целом в ДВО с 1996-го по 2000 год реформировано более 390 воинских организмов, в том числе более 200 соединений и воинских частей расформировано. Штатная численность войск ДВО сокращена на 24,5 тыс. военнослужащих.
К сожалению, на этом фоне Вашингтон предпринимает шаги, которые не могут расцениваться иначе как усиление военной активности в регионе. В частности, командование ВВС США в ходе реализации программы оборудования передовых авиабаз в интересах обеспечения боевых действий стратегической бомбардировочной авиации на удаленных ТВД создало в августе 2000 года на авиабазе Андерсон (о. Гуам) складской запас крылатых ракет воздушного базирования AGM-86С. До 2003 года планируется развернуть аналогичный склад на о. Диего-Гарсия в Индийском океане. В июле с.г. прошли военно-морские учения "Флаинг фиш" стран, входящих в "Пятисторонние оборонные договоренности" (Австралия, Великобритания, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур), а в октябре - американо-японские учения "Фоул игл-2000".
Исходя из известных высказываний Джорджа Буша и его ближайшего окружения, а также общей установки республиканцев на ужесточение внешнеполитической линии США, политика новой американской администрации по проблемам обеспечения стабильности и безопасности в АТР будет базироваться на нескольких ключевых моментах. Главные из них - достижение экономического, политического и военного доминирования в АТР, тесное увязывание концепции "равной ответственности" союзников - Японии, Южной Кореи, Тайваня, Филиппин, Таиланда, Австралии - за региональную безопасность с концепцией "посильных взносов и консолидации", активизация работ по ПРО ТВД параллельно с развертыванием национальной системы ПРО, ослабление позиций РФ в регионе, сужение сферы ее влияния, противодействие превращению Китая в мировую державу, недопущение его воссоединения, сохранение формального статус-кво в отношении Тайваня при наращивании усилий на закрепление его фактической независимости, в том числе путем перевооружения на высокотехнологичные боевые системы, проведение более жесткого курса по отношению КНДР, особенно в отношении ее ракетных программ, а также закрепление своих позиций третейского судьи в урегулировании противоречий между Индией и Пакистаном.
В этих условиях, как считают в Министерстве обороны России, национальные интересы Москвы в АТР сводятся в общем виде к двум взаимосвязанным задачам: в геополитической области - прекращение сужения сферы регионального влияния РФ и создание условий для его постепенного расширения, а в геоэкономической - возрождение и наращивание экономического потенциала Дальневосточного региона страны, в том числе путем активного участия в азиатско-тихоокеанских хозяйственных связях. В свою очередь, МО РФ исходит из необходимости проведения военно-дипломатических акций, нацеленных на решение первой задачи - укрепление геополитических позиций Москвы в регионе. Именно этому и был посвящен визит Игоря Сергеева в Японию.
Главным итогом прошедших переговоров стал запуск реального механизма взаимных консультаций двух оборонных ведомств, выход на новый этап сотрудничества российских и японских вооруженных сил. Это означает, что военные риски для дальневосточных рубежей РФ будут уменьшаться.