Оборонная политика России и Японии, атакже проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе (АТР) стали главными темамипереговоров, состоявшихся в Токио,российскую сторону на которых представлялминистр обороны РФ Игорь Сергеев. Онпосетил с официальным визитом японскуюстолицу с 28 по 30 ноября с.г.
ДИНАМИЗМ КОНТАКТОВ
Переговоры маршала Сергеева сгосударственным министром, начальникомУправления национальной обороны ЯпонииКадзуо Торасима прошли в новой штаб-квартиреУНО, открывшейся в мае 2000 г
Говоря о перспективных направленияхсотрудничества оборонных ведомств РФ иЯпонии, Игорь Сергеев выделил четыреглавных пункта:
- расширение и укрепление мер доверия ввоенной области на двусторонней основе;
- продолжение практики взаимныхофициальных визитов руководящего составаУНО и ВС РФ, в ходе которых планироватьобмен взглядами о международной ирегиональной безопасности, а такжеинформацией об оборонной политике двухстран и направлениях строительстванациональных вооруженных сил;
- ежегодный обмен делегациями МО РФ и УНО врамках Соглашения о предотвращенииинцидентов на море за пределамитерриториальных вод и в воздушномпространстве над ними;
- осуществление контактов в областивоенной науки и между военно-учебнымизаведениями сторон.
Российский министр обороны убежден, что"отношения с Японией являются одним изглавных внешнеполитических приоритетовРоссии, а развитие контактов в военнойобласти - это важнейший фактор ихдальнейшего укрепления". Со своейстороны МО РФ намерено предпринять рядшагов в данном направлении. Конкретно речьидет об организации визита в Москвуначальника штаба военно-воздушных силсамообороны и приеме 30 офицеров УНО,которые прибудут в Россию в составеофициальной делегации. А в начале 2001 г.состоится визит в Токио начальникаГлавного управления Сухопутных войск ВС РФгенерал-полковника Юрия Букреева.
Хотя официальные военные контакты междуМосквой и Токио начались только в 1993 г., заминувшие семь лет они приобрели устойчивуюдинамику. Важными этапами на этом путистали первый официальный визит в РФ в 1996 г.начальника УНО и ответный приезд в Японию в1997 г. российского министра обороны. Дваждыяпонские военно-морские базы посещалибоевые корабли Тихоокеанского флота (ТОФ):"Адмирал Виноградов" - в июне 1997 г. и "АдмиралПантелеев" - в октябре 1999 г. В сентябре 2000г. с официальным визитом в Петропавловске-Камчатскомпобывал отряд кораблей морских силсамообороны Японии в составе эсминца ифрегата.
В соответствии с договоренностями,достигнутыми руководителями Японии иРоссии, в течение 1998 г. осуществлен взаимныйобмен визитами: председателя Объединенногокомитета начальников штабов силсамообороны Японии адмирала Нацукавы вМоскву - в мае, и в декабре - начальникаГенерального штаба ВС РФ Квашнина - в Токио.В июле 1998 г. прошло первое российско-японскоеучение по поиску и спасению на море. Вноябре-декабре 1999 г. Японию посетили 50молодых офицеров российских Вооруженныхсил. В сентябре
2000 г. состоялось еще одно совместноеучение кораблей ТОФа и ВМС Японии.
Что же касается военно-техническогосотрудничества (ВТС) между Россией иЯпонией, то оно пока находится в зачаточномсостоянии. В феврале
1996 г. в ОКБ Сухого обратилась японскаякомпания "Мицуи и Ко" с просьбойпродать два самолета Су-27СК, однакороссийская сторона сочла нецелесообразнымосуществить продажу единичных образцовэтих боевых машин. В августе 1997 г. между ГК"Росвооружение" и фирмой "МицуиБуссан Аэроспейс" был заключен контрактна ознакомительное обучение двух военныхпилотов из Японии пилотированию Су-27. Вфеврале-марте 1998 г. на базе ОКБ Сухогопрошел первый этап обучения (пилотированиеи эксплуатация) японских летчиков. Второйэтап обучения (боевое применение Су-27) этихже пилотов завершен в марте 2000 г. на базеКраснодарского ВВУЛ.
В этой связи маршал Игорь Сергеев отметил,что "Минобороны РФ является сторонникомактивизации российско-японских связей повоенной линии. К сожалению, в настоящеевремя полноценное ВТС с Японией в рамкахроссийского военного ведомства неосуществляется. Оно ограничивается, преждевсего, внутренним японскимзаконодательством". Между тем, каксчитает руководитель Минобороны России,"при обоюдном желании мы можем успешносотрудничать", приведя в качествепримера активное участие МО РФ ворганизации обучения японских летчиков нароссийских истребителях. "Логичнымразвитием данного направлениясотрудничества могло бы стать приобретениеЯпонией российских военных самолетов, вчастности - Су-27".
ДОВЕРИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Большое внимание на переговорах в Токиороссийская делегация уделила обсуждениюидущим в Японии работам по созданию ПРО ТВД.Позиция Москвы по данному вопросузаключается в том, что при решении проблемпарирования ракетных угроз приоритетноезначение должно отдаваться политико-дипломатическим,а не силовым методам. Однако, если совместнооцениваемый характер ракетных угроз вконкретном регионе приводит к выводу онеобходимости создания нестратегическойПРО, то решение о ее разработке иразвертывании было бы целесообразнопринимать на соответствующем региональномфоруме, считает министр обороны России.
В этом контексте Игорь Сергеев отметил,что Москва рассматривает начавшийсяпроцесс примирения на Корейскомполуострове как фактор стратегическойстабильности мирового значения и уделяетему большое внимание. Доказательством томуявляется недавний визит в КНДР президентаРФ Владимира Путина. Ход событий со всейочевидностью доказывает, считаетроссийская сторона, что курс намеждународную изоляцию Северной Кореиизжил себя. Поэтому развитие связей иконтактов с Пхеньяном, прием его васеановский региональный форум являютсясвоевременными и последовательными шагамис точки зрения укрепления безопасности вТихоокеанской Азии.
Характеризуя стратегические интересыМосквы в АТР, министр указал на нихконкретно:
- сохранение региональной стабильности иподдержание благоприятных условий дляэкономического роста стран региона;
- обеспечение внешних условий дляпроведения внутренних преобразований в РФ;
- развитие интеграционных процессов напринципах равенства и открытости.
Игорь Сергеев счел необходимым особообратить внимание японской стороны на то,что взаимодействие России с Китаем и Индиейне является попыткой формирования новогорегионального блока, оно не направленопротив кого бы то ни было, а служитреализации на практике концепциисправедливого многополярногомироустройства.
Российская Федерация, отметил Сергеев,выступает за последовательное расширениекруга вопросов по наиболее насущнымпроблемам безопасности как намногостороннем уровне, так и в ходедвусторонних встреч. Для Северо-ВосточнойАзии особое значение имеют Диалоговоесовещание с участием Китая, РФ, США, ЮжнойКореи и Японии и трехсторонний форум РФ -США - Япония по вопросам региональнойбезопасности, а в рамках АТР - Региональныйфорум АСЕАН.
К СНИЖЕНИЮ РИСКОВ
Маршал Игорь Сергеев подкупал японскихколлег своей откровенностью.Проинформировав начальника УНО КадзуоТорасима о содержании российской военнойдоктрины и прокомментировав наиболееважные ее аспекты, руководитель Минобороныдал детальные пояснения по направлениямреформирования ВС РФ, и в частности -Сибирского (СибВО) и Дальневосточного (ДВО)военных округов. В соответствии с Планомстроительства и развития ВС РФ на 2001-2005 гг.,дислоцированную на территории этих двухокругов группировку войск планируетсясократить более чем на 20%. При этоморганизационно-штатным мероприятиямподвергнется более 500 соединений и воинскихчастей (250 - в СибВО, 260 - в ДВО), около 170 из нихбудут сокращены (100 и 70 соответственно). Вцелом в ДВО с 1996 г. по 2000 г. реформированоболее 390 воинских организмов, в том числеболее 200 соединений и воинских частей -расформировано. Штатная численность войскДВО сокращена на 24,5 тыс. военнослужащих.
По словам министра обороны РФ, всеуказанные мероприятия планируетсяпровести с учетом максимального сохранениябоеспособности соединений и воинскихчастей, улучшения условий дислокации войск.Реализация планов военной реформы 2001-2005 гг.приведет к сокращению численностироссийских группировок, развернутых наДальнем Востоке, до оптимальной структуры исостава, обеспечивающих безопасностьвосточных рубежей страны.
Второй день официального визита ИгоряСергеева практически полностью былпосвящен военно-морской тематике. 28 ноябряон осмотрел с воздуха военно-морскую базуЙокосука, после чего в штабе этой ВМБ прошлиего переговоры с командующим японскимивоенно-морскими силами самообороны вице-адмираломКатару Хасэгавой. Затем маршал Сергеевподнялся на борт эсминца "Сиранэ" иосмотрел имеющиеся на корабле системыбоевого управления и комплексы вооружения.Он также побеседовал с японскими матросамии офицерами, отметив при этом их хорошуюпрофессиональную подготовку.
В заключение визита прошли встречимаршала Сергеева с первыми лицамияпонского политического руководства -премьер-министром Иосиро Мори и министроминостранных дел Иохэйем Коно. Как сталоизвестно, японская сторона подняланесколько острых вопросов. В частности,речь шла о сентябрьском шпионскоминциденте, связанном с арестом по обвинениюв работе на Главное разведывательноеуправление Генерального штаба ВС РФкапитана 3 ранга Сигехиро Хагесаки,сотрудника научно-исследовательскогоинститута УНО. Министру обороны Россиипришлось использовать весь арсеналдипломатических средств для того, чтобыперейти от рассмотрения данной проблемы кобсуждению конструктивных вопросовдвусторонних отношений.
Всего лишь за несколько лет Япония, ранеечислившаяся как вероятный противник,перешла в категорию важнейших партнеровМинобороны РФ в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе. И это при том, что проблема такназываемых северных территорий до сих порполитически не урегулирована, а переговорыо заключении с Токио Договора о мире, дружбеи сотрудничестве весьма далеки отзавершения. В этих условиях, используяметоды военной дипломатии, МО РФ сумелоподготовить хорошую базу для переговорногопроцесса между оборонными ведомствамиЯпонии и России.