ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР Илья Клебанов в ходе своего
визита в Китай сделал сенсационное
заявление, что Пекину будут поставлены
самолеты дальнего радиолокационного
обнаружения (ДРЛО, в войсках НАТО - АВАКС).
Тип машин не называется, однако ясно, что
речь идет о самолетах А-50, которые
состоят на вооружении ВВС РФ.
Межправительственное соглашение о
поставках летающих радаров будет
подписано 3-4 ноября, когда вслед за
Клебановым Пекин посетит Михаил
Касьянов.
Таким образом завершится длящаяся
несколько лет драматическая история, в
которой переплелись интересы Китая,
России, США, Израиля, Тайваня и ряда
других стран. Она началась в июне 1997 г.,
когда была заключена сделка, в
соответствии с которой Таганрогский
авиационный научно-технический
комплекс (ТАНТК) имени Бериева
предоставит свои самолеты А-50 без
радиолокационного комплекса "Шмель"
израильской фирме "Эльта". Та, в
свою очередь, оснастит их радаром и
продаст машины Китаю. Стоимость
контракта оценивалась экспертами в 600
млн. долл. (по другим данным - 1 млрд.), из
которых России должно было достаться 150
млн. Всего, по некоторым сведениям, в КНР
должно было отправиться четыре АВАКСа,
которые в нашей стране получили
наименование А-50И, а в Израиле - "Фалкон"
(по названию локатора).
ТАНТК, несмотря на трудности (российские
разработчики электроники требовали,
чтобы на самолеты был установлен
модифицированный "Шмель"), свои
обязательства еще в 1999 г. выполнил,
однако поставки в Китай застопорились.
Причиной этого стало невиданное
давление, оказанное на Израиль
Вашингтоном. США резко возражали против
поставки А-50И, которые в сочетании с
истребителями Су-27 ВВС КНР могли
установить господство в воздухе в
случае возможного конфликта Пекина и
Тайбэя. КНР при этом получал шанс
выиграть региональный конфликт даже в
случае, если авианосцы США оказали бы
поддержку тайваньским вооруженным
силам.
Судьба сделки решалась в конце июня 2000
г., когда Билл Клинтон и Мадлен Олбрайт
потребовали от Эхуда Барака отменить
поставки, пригрозив в противном случае
резко сократить военную помощь Тель-Авиву.
Израиль сдался и начал подыскивать
другого клиента (среди потенциальных
покупателей называются Тайвань, Индия и
Турция).
Возмущенный Пекин не удовлетворился
извинениями Эхуда Барака и уже в августе
2000 г. обратился к Москве с просьбой
продать усовершенствованные самолеты
ДРЛО А-50Е. Его радиолокационный комплекс,
который разрабатывался по программе
модернизации А-50 российских ВВС,
примерно соответствует по своим
возможностям аппаратуре американских
АВАКСов Е-3, однако, по мнению некоторых
специалистов, несколько уступает
израильскому.
По оценке разработчиков радара из
Московского НИИ приборостроения, каждый
А-50Е обойдется Пекину в 180-200 млн. долл.
Новый комплекс придется дорабатывать,
на что потребуется примерно три года. На
этот период китайцам в лизинг могут быть
предоставлены самолеты А-50 из наличия
Минобороны РФ (у российских ВВС в строю
числится 16 таких машин).
Предстоящая сделка, при подготовке
которой была проявлена столь
нетрадиционная для наших властей
оперативность, чрезвычайно выгодна для
российской оборонки. Дивиденды от нее в
виде научно-технического задела получат
и ВВС РФ. В проигрыше - Вашингтон и его
союзники, одна часть из которых осталась
без денег, а другая - без защиты.
Источник: Независимая
Газета
|