Произошло не оченьзамеченное кем-то, кроме специалистов,событие - с прошлого месяца Вьетнам сталпредседателем Ассоциации государств Юго-ВосточнойАзии (АСЕАН). Этот пост означает немало:кроме того что в Ханое пройдет через годочередная "асеановская неделя" - серияминистерских встреч 22 стран АТР, в том числеРоссии, Вьетнам вдобавок будеткоординировать экономические иполитические планы совместных действий 10стран региона. То есть будет первым средиравных в стратегически важной группировкепартнеров России в АТР. Некая ирония истории в этом есть. ПобедаСеверного Вьетнама в войне с США, во времякоторой Советский Союз направил СРВгигантскую по своим масштабам военно-техническуюи экономическую помощь, и последовавшееобъединение Вьетнама в 1975 году утвердилипозиции СССР в Юго-Восточной Азии ипозволили Союзу развернуть одну изнемногих "дальних" военных баз - базуВМФ в Камрани, надолго сделав советскоеприсутствие важнейшим факторомрегионального политического климата в ЮВА.В те времена, как и сегодня, регион входил всферу жизненно важных интересов США и Китая.Присутствие здесь, с точки зрения тогдашнейроли и международных обязательств СССР,было совершенно необходимо. В период с 18 июля 1955 года, когда былоподписано первое Соглашение обэкономическом и техническомсотрудничестве СССР и СРВ, и вплоть доначала 90-х годов Советский Союз оказывалХаною безвозмездную помощь и предоставлялльготные кредиты, строил объекты под ключ,направлял тысячи специалистов в Северный, апотом и единый Вьетнам, где готовил вмассовом порядке вьетнамские гражданские ивоенные кадры. За почти сорок лет воВьетнаме были построены тяжелаяпромышленность (более трехсот предприятийгидро- и теплоэнергетики, нефтедобычи,химической промышленности, заводов попроизводству стройматериалов, предприятийтранспорта и пищевой промышленности) иэкономическая инфраструктура, включающаясовременные дороги и мосты, коммуникации,средства связи, которых никогда ранее вэтой стране не было. Советский Союз невыступал здесь абстрактным альтруистом.Помогая друзьям, мы расширяли и своисобственные позиции на этом участке картымира. В начале 90-х годов мы из Вьетнама ушли.Были прекращены командировки специалистовнародного хозяйства, оставленынедостроенными промышленные предприятия идругие объекты, прекращены дотации наобучение в России вьетнамских специалистов.России было в течение многих лет не доглобальной политики и присутствия в ЮВА, еевнешнеэкономические связи фокусировалисьв основном на западном направлении. Послетого как была прекращена помощь, никакогопереходного периода от братскихсоциалистических до рыночно-капиталистическихотношeний никому предоставлено не было, ивьетнамская экономика, в течение десятковлет последовательно интегрировавшаяся всистему СЭВ и ориентированная намеждународное разделение труда в рамкахсоцлагеря, оказалась внезапно один на одинс "тиграми" ЮВА: Сингапуром, Гонконгом,Таиландом. К чести вьетнамцев следует сказать, что кнашим проблемам они отнеслись с пониманием,Россию не возненавидели, а наоборот -сохранили к ней глубокие и теплые чувства.Недаром именно вьетнамская гражданкавыиграла в прошлом году международнуюПушкинскую олимпиаду в Москвe, оставивпозади пушкинистов из пятидесяти трехстран. Мало где в странах бывшего соцлагеряможно встретить людей, которые вдвухтысячном году пишут по-русски стихи ислагают песни на нашем языке с неменьшимчувством и вдохновением, чем в 1975 году. ВоВьетнаме таких и сегодня десятки. Однако помимо эмоциональной сферывзаимоотношений Вьетнам начала третьеготысячелетия представляет для Россииэкономический и стратегический интересболее значительный, чем когда-либо впрошлом. Оставшись без советской поддержки,Вьетнам был вынужден полностью перестроитьсвою экономику. В результате при полномсохранении социалистической надстройки иоднопартийной системы за последние десятьлет страна вышла на второе место в мире поэкспорту риса после Таиланда, увеличила вдесятки раз товарооборот с соседнимистранами, с Западной Европой, установилаторговые связи с африканскими илатиноамериканскими странами. В 1994 годуВьетнам первым из государств Индокитаявступил в АСЕАН и немедленно занял врегиональном альянсе весьма уважаемоеместо. Сегодня, когда Индонезия, многие годынаряду с Таиландом претендовавшая нафактическое лидерство в АСЕАН, надолговыбита из колеи экономическим иполитическим кризисом, многиерассматривают Вьетнам как формирующийсяновый полюс влияния в региональной группе -даже несмотря на серьезное замедлениетемпов экономического роста в последниечетыре года. Последовательно проводимая политиканормализации отношений с США и КНР такжепринесла значительные результаты.Урегулирована большая частьтерриториальных проблем с Китаем, многиегоды активно развиваются и экономическиесвязи с КНР. А 13 июля этого года подписаноторговое соглашение с США, которое в случаеего ратификации конгрессом и вьетнамскойНациональной ассамблеей окажетсерьезнейшее влияние на дальнейшееразвитие экономики страны. Сегодня внешнеэкономические связиВьетнама широки и разнообразны. Потоварообороту первое место занимают страныАзии (общий товарооборот - 7 млрд. долл.) -Япония, страны АСЕАН, Южная Корея, Тайвань иКНР. Второе - страны Европы (общийтоварооборот - 3 млрд. долл.). Страны Севернойи Латинской Америки (Бразилия, Мексика,Канада, США) на третьем месте с общимтоварооборотом в 630 млн. долл., за нимиследуют страны Африки, Среднего и БлижнегоВостока (300 млн. долл. США). На последнемместе - Россия и страны СНГ (69,5 млн. долл.). Крупнейшие зарубежные инвесторы вовьетнамскую экономику сегодня - Сингапур (257инвестиционных объектов, объем инвестиций -7,1 млрд. долл.), Тайвань и Япония. Россиязанимает шестое место после Вирджинскихостровов и Гонконга, работая на 30 объектахобщим объемом 1,5 млрд. долл. На первый взгляд, если сравниватьроссийско-вьетнамские экономическиеотношения советского периода с нынешними,картина получается очень печальная. Однако,как ни важно значение исторического фонадля понимания сегодняшних российскихинтересов во Вьетнаме и ЮВА, такоесравнение было бы неправомочно. Еслиэкономические отношения советскогопериода строились во многом как следствиеотношений политических и военно-стратегических,то начиная с 1990-1991 годов наши странывступили в период совершенно новыхэкономических отношений, основанных насоображениях взаимной выгоды. Немаловажно, что успешная экономическаяадаптация Вьетнама к условиям рыночнойэкономики и привлечение им большогоколичества иностранных инвестиций вомногом обусловлены именно существованиемздесь промышленности, инфраструктуры иквалифицированных кадров, появившихся врезультате многолетней помощи СССР.Иностранные инвесторы не делают секрета изтого, что именно этими благоприятнымиусловиями привлекает их сегодняшнийВьетнам. В российской орбите на сегодня фактическиостались лишь несколько отраслей народногохозяйства. Главная из них - нефтедобыча инефтепереработка. Совместноегосударственное предприятие "Вьетсовпетро",в котором 50-процентным партнером сроссийской стороны выступаетгосударственное унитарное предприятие "Зарубежнефть",окупило себя еще в 1993 году. Добывая насегодня более 12 млн. тонн нефти в год, "Вьетсовпетро"входит в десятку наиболее эффективныхнефтяных компаний в мире и ежегодно вноситв госбюджет России более 220 млн. долл.. Сучастием той же "Зарубежнефти" идругих российских предприятий начатыработы по созданию еще одного крупного СП:нефтеперерабатывающего завода мощностью 6,5млн. тонн в год. Идут переговоры с участием"Газпрома" о развитии добычи воВьетнаме природного газа. Пока еще прочно связаны с Россиейпромышленность и транспорт, требующиепостоянных поставок машин, оборудования изапасных частей. Однако в связи сотсутствием свободных средств у обеихсторон, неохотным кредитованием банкамисделок российских предприятий по готовойпродукции и многолетним всеобщимустремлением российской экономики на Западситуация здесь развивается не всегда в нашупользу. Во многих случаях вьетнамскиепредприятия выбирают путь модернизации набазе поставляемой по кредитам западной илияпонской техники. Пока существующий паркмашин российского производства еще неполностью пришел в негодность, у российскойпромышленности есть шанс остаться на рынкеи реализовывать продукцию, которая гораздоменее конкурентоспособна на Западе, чем воВьетнаме и других странах Азии. Сегоднявидно невооруженным глазом, что через пять-десятьлет техническая база промышленности итранспорта настолько изменится, чтороссийские поставки потеряют всякуюактуальность. Важнейшей отраслью сотрудничестваостается оборона. Россия - по-прежнемукрупнейший поставщик вооружений и техники.Вьетнам в последние годы сократил своивооруженные силы, однако он и сегодняостается наряду с Таиландом, Индонезией,Малайзией и Филиппинами крупной военнойсилой в АСЕАН. Технически в отличие от этихстран - давних партнеров США -обороноспособность Вьетнама базируется насоветско-российском оружии. Компания "Росвооружение"обслуживает львиную долю поставок. Однако ина этой, такой традиционной и стабильной,отрасли сотрудничества сказываетсяограниченность денежных средств увьетнамской стороны. В то же время Россияобладает вооружениями, которые для еесобственных ВС уже устарели и которыеВьетнам с удовольствием приобрел бы наусловиях кредита. Однако кредитование ипередача образцов устаревшей, но все ещеновой и пригодной к использованиюразвивающимися странами техники - вне сферыинтересов "Росвооружения". Это большевопрос государственной политики на уровнеминистерств обороны. За десять последних лет увеличился итоварооборот на уровне средних и мелкихчастных предприятий двух стран. В Россиюпоставляются продукты питания (рис, чай,мороженая свинина, специи), продукциятекстильного производства. Из России идутзапчасти к автомобильной технике имотоциклам, станкам и оборудованию,минеральные удобрения. Часть поставокосуществляется в счет погашениягосударственного долга Вьетнама СССР иРоссии. Эта сфера деятельности может бытьрасширена после решенияМежправительственной комиссии поэкономическим связям о пересчете долга изпереводных рублей в доллары США, котороедолжно состояться в ближайшее время. Основные проблемы на уровне среднего имелкого бизнеса те же: недостатоккредитования и страхования сделок,отсутствие оборотных средств. К этомудобавляется и доля взаимного недоверия: собеих сторон часты случаинедобросовестности и неорганизованности введении деловых отношений, частонедопустимо низок профессионализмпартнеров с обеих сторон. Иногда сделкизаключаются бизнесменами, не знакомыми сместными условиями и законодательством, ифатальные ошибки оказываются изначальнозаложенными в контракты. Значительноеколичество таких проблемных сделокзаключается "мимо" торговогопредставительства РФ в Ханое, котороеукомплектовано опытными и знающимиспециалистами и могло бы эффективнозащитить интересы российского партнера.Вьетнамские же государственные и частныеорганизации по-прежнему предпочитают иметьдело с торгпредством и государственнымиконтрагентами в России или с провереннымидавними партнерами. Кто виноват? Высокиероссийские налоги и импортные пошлины,которые отталкивают частный российскийбизнес "в тень" - подальше отсобственных государственных структур зарубежом, заставляют искать обходные пути. Сотрудничество в области фундаментальнойи прикладной науки в 90-е годы значительносократилось. Однако тот факт, что огромноебольшинство вьетнамских ученых получилиобразованиe и ученые степени в СССР и России,способствует сохранению научных связей и вусловиях недостаточного финансирования. Не вызывает сомнения: экономические связис Вьетнамом представляют для России явный инемалый интерес, который реализуетсядалеко не полностью. В то же время средисложностей, препятствующих оптимальнойреализации этого интереса, нет ни одной,которая не могла бы быть преодоленарешительным усилением внимания к Вьетнамусо стороны российских государственных ичастных организаций и предприятий.Политическая и дипломатическая база длявзаимного обеспечeния как экономических,так и политико-стратегических интересовРоссии и Вьетнама на сегодня существуетсолидная. Частый и плодотворный обменделегациями высокого уровня, совместныеусилия в международных организациях,культурные и человеческие контакты,высокий процент выпускников российскихвузов среди вьетнамского руководства - всеэто достаточно прочный фундамент длядальнейшего развития отношений. В 2000 году заканчивается вьетнамскаяпятилетка и страна переходит кпринципиально новой десятилетнейпрограмме модернизации и индустриализации.Вероятны серьезные изменения вэкономическом, налоговом и инвестиционномзаконодательстве, которые должны статьбазой для ускоренного экономическогоразвития. Россия на сегодня пока ещеестественный и предпочтительныйзарубежный партнер. Исходя из политико-стратегическойважности Вьетнама в ЮВА России было быобидно упускать этот шанс. |