FRONTPAGE


АНАЛИТИКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ОБЗОРЫ


КИТАЙ
ЯПОНИЯ

КОРЕЯ

ТАЙВАНЬ

ИНДИЯ
ВЬЕТНАМ
АВСТРАЛИЯ
ИНДОНЕЗИЯ
  НОВАЯ 
ЗЕЛАНДИЯ
ФИЛИППИНЫ

интересныеновости из АТР

восточныйгороскоп

ВОСТОЧНАЯПОЭЗИЯ
ФЭНШУЙ

АРХИВ

GUESTBOOK

ФОРУМ

НАПИСАТЬ

АВТОРАМ
ПАРТНЕРАМ

НАШИ ССЫЛКИ

РОССИЙСКИЙВОСТОК
СТРАНЫАТР

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 


Итогивизита В. Путина в Японию
Первый визит российскогопрезидента в Японию, как и ожидалось, непринес каких-либо неожиданностей.Путин отверг японское предложениедвухлетней давности о признаниисуверенитета Токио над четырьмяспорными островами при временномсохранении на них российскойадминистрации. В этом смысле онразочаровал тех японцев, кто надеялся,что новый президент, чей рейтинг по-прежнему«несгибаем» и чья репутация твердогогосударственника не подвергаетсясомнению, использует этот капитал,чтобы сдвинуть территориальнуюпроблему с мертвой точки.

Визит в Токио не был «прорывным», ноон не был и провальным. Его значение,как представляется, состоит, во-первых,в том, что президент Путин личновключился в игру на поле российско-японскихотношений; во-вторых, что обеимсторонам, хотя и с трудом, удалосьперебросить мостик через «мертвуюлинию» неудачной Красноярскойдоговоренности; в-третьих, в том, чтояпонское правительство, похоже, готововзять на вооружение старую немецкуюстратегию "изменения позициипартнера путем сближения с ним". 

Нужно отметить, что непосредственноперед прибытием в Японию президентпублично признал существованиетерриториальной проблемы вдвусторонних отношениях. В ходепереговоров он, вероятно, убедился, чтобез пограничного размежевания не можетбыть мирного договора, а без последнеголюбые надежды на масштабное японскоеучастие в развитии российскогоДальнего Востока и Сибири останутсяблагими пожеланиями. Путин, такимобразом, отнюдь не «закрылтерриториальный вопрос», как поспешилипрокомментировать его заявлениенекоторые газеты, а, напротив,открывает его - для себя.

После переговоров Путина и МориКрасноярск-97 уже не довлеет наддвусторонними отношениями, хотя ипродолжает отбрасывать на них теньразочарования. Пусть не всеболезненные проблемы ХХ века удалосьрешить до календарного исхода столетия,важнее то, что процесс развитияроссийско-японских отношений покапродолжает сохранять положительнуюдинамику. Полтора десятка соглашений,подписанных в ходе визита,свидетельствуют о расширении областейсотрудничества (в частности, в кругдвусторонних отношений входят вопросыядерного нераспространения ибезопасности в Северо-Восточной Азии) иоб углублении этого сотрудничества втрадиционных сферах - энергетика,финансы, окружающая среда.

Что касается самих островов, то «политикамалых шагов» (экономические проекты,гуманитарная и прочая помощь, растущаяоткрытость в сторону Японии) не толькоявляется единственно возможной внынешней ситуации, но и реальноспособна подготовить необходимыеместные условия для последующегоглобального урегулирования.

Перспективы же такого урегулированияв среднесрочной перспективе имеются.Чем дальше, тем больше сохранениестатус-кво будет мешать и России, иЯпонии. Обе страны сталкиваются сбыстро меняющейся обстановкой наАзиатском континенте, которая бросаетим вызов в геополитической,экономической, стратегической идемографической сферах. Чрезвычайноважно, что в этой обстановке Япония иРоссия являются едва ли неединственными крупными странамирегиона, не имеющими ни сейчас, ни вобозримой перспективе серьезныхпротиворечий и проблем друг с другом -за исключением все того жетерриториального вопроса. Ко времени,когда партнерство между Москвой иТокио станет не только оправданным иестественным, но и жизненнонеобходимым (о чем, кстати, упомянулроссийский президент), созреют ивнешние условия для урегулирования.

Общие контуры такого решения - еслиситуация будет развиваться по сценариюсближения двух стран - более или менееочевидны уже сейчас. Будущаямеждународно признанная граница будетпроведена севернее нынешней линии (насколькосевернее - отдельный вопрос, но, по-видимому,договоренность будет так или иначераспространяться на все четыре острова).В пакет соглашения будут включеныдоговоренности по гуманитарнымвопросам, призванные обеспечить права14-тысячного российского населенияЮжных Курил, а также по проблемамморской экономической зоны и военнойбезопасности. Параллельно с этим будетсогласована программа экономическоговзаимодействия, открывающая дорогуяпонской государственной помощи ичастным инвестициям в Россию.

Кто выиграет и кто проиграет отподобного решения территориальнойпроблемы? Очевидно, что Япония добьетсясвоей долгосрочной цели, но японскийвыигрыш будет преимущественносимволическим. Кроме того, он потребуетсерьезных финансовых вложений. Россия,на первый взгляд, будет вынужденаотступиться от нескольких островов,которые привыкла считать своимизаконными военными трофеями. В то жевремя она получит реальный шансукрепиться в пределах собственнойогромной территории к востоку от Урала.

Для того, чтобы такое эвентуальноерешение стало возможным и пошло обеимсторонам на пользу, необходимособлюдение ряда условий. Со стороныЯпонии - стратегическое видение, запастерпения и «долгоиграющая дипломатия».Со стороны России - во-первых,готовность не только лидера, но иобщественного мнения к тактическойуступке ради стратегического выигрыша;во-вторых - и это ключевой момент -готовность России к приему иусваиванию иностранных инвестиций ипередовых технологий. Покаинвестиционный климат в странеостается неблагоприятным, передачаостровов не принесет России реальнойэкономической выгоды. Озвученноепрезидентом в Южно-Сахалинске решениепередать контроль над соблюдениемсоглашений о разделе продукции введение министерства Грефасвидетельствует о том, что Путин отдаетсебе в этом отчет. Итак, Японии, конечно,легче, чем России, но и ставки дляРоссии гораздо выше.

Путинский этап российско-японскихотношений только начинается. Впоследние годы Москва приложила многоусилий для того, чтобы, развиваядвусторонние отношения с Токио,выставить проблему островов за скобки.Эта тактика принесла некоторыерезультаты, но ресурсы «обходительногоподхода» в основном исчерпаны. Во времявизитов в Благовещенск и на Сахалинпрезидент должен был убедиться, чтосохранение экономических отношений сЯпонией на нынешнем низком уровне (3млрд. долларов инвестиций и порядка 5млрд. торгового оборота) - не винтересах сохранения единства России ирусскоязычия ее Азиатской части.

Он заявил, что Россия признаетналичие территориальной проблемы сЯпонией и стороны могут продолжитьдиалог по ней. Он сказал, что Россияуважает достигнутые на сегодняшнийдень договоренности между двумястранами, в том числе Совместнуюдекларацию 1956 года, Токийскуюдекларацию 1993 года и Московскуюдекларацию 1998 года. Здешниеобозреватели обратили внимание на то,что при этом В. Путин не упомянулКрасноярского соглашения о заключениимирного договора к 2000 году,достигнутого на российско-японскомсаммите в ноябре 1997 года.

После завершения переговоров ИТАР-ТАССсообщил, что в ходе его Иосиро Моривысказался за то, чтобы российскаясторона прежде всего призналасуверенитет Японии над островамиХабомаи и Шикотан, на основе чего можнооставить юрисдикцию над ними подадминистративным управлением России.По двум остающимся южнокурильскимостровам Кунашир и Итуруп он предложил"продолжать переговоры" безобозначения каких-либо сроков. Однакопремьер-министр Японии отрицал этовысказывание в ответе на вопросяпонского корреспондента. В ходепереговоров стороны обменялисьмнениями по вопросам двустороннегоэкономического сотрудничества имеждународной ситуации и достиглидоговоренности о вовлечении КНДР вовсе сферы международной жизни. 

В. Путин приветствовал сдвиги вотношениях между Японией и КНДР. Онпризвал японское правительствосодействовать расширению торговлияпонских деловых кругов с Россией иинвестиций в ее экономику и предложилсотрудничество в освоенииэлектроэнергии и газа на ДальнемВостоке и прокладке нефтепровода.Иосиро Мори заявил, что это зависит отмнений предпринимателей. Приотсутствии эффективности проектысотрудничества окажутся безуспешными. 

В ходе переговоров стороны достиглидоговоренности по расширению обменов всферах обеспечения безопасности,усиления борьбы против браконьеров всеверных морских акваториях иподписали 15 соответствующихдокументов. 

Источник: Агентство Синьхуа, газетаPolit.ru


Home
Up

TopList

be number one

 
 

Copyright ©ASIAINFO,2000 

<EDITION>

<WEBMASTER>

Датасоздания 31марта2000г.

spm111@yandex.ru

spm111@yandex.ru